Сьогодні 20 квітня 2024 р.

Иван Вишневский. Как за каменной стеной

Олег ВОСТРЯКОВ, «Футбольный клуб»

Фактически в серьезный футбол он пришел в 23 года. В высшей лиге начал стабильно играть в 27. А бутсы на гвоздь повесил, будучи обладателем полного комплекта наград чемпионата СССР и Кубка страны, солидным довеском к которым стали серебро чемпионата Турции и пара кубковых трофеев, добытых на берегах Босфора. Уникальная спортивная карьера. И, увы, трагическая судьба.



…Первый повод для беспокойства появился весной 1988-го. У Ивана вдруг побелело небольшое родимое пятно на бедре. Что за незадача? В те дни он, как и другие футболисты сборной СССР, находился на базе в Новогорске – команда готовилась к чемпионату Европы. И, естественно, первыми, к кому защитник обратился за консультацией, были врачи сборной.

«Тренируйся, ничего страшного», – последовал ответ. Тогда медперсонал национальной команды думал только об одном – чтобы игроки добрались до Германии без травм. Да и компетенция футбольных врачей все же более узкая: их основная парафия – ушибы и вывихи, проблемы с менисками, паховыми кольцами, связками и т.д. Ну а Вишневский и не стал заморачиваться. Его мысли тоже были связаны в основном с Евро-1988. Это был его первый и последний шанс сыграть на крупном международном турнире.

А МОГ ОКАЗАТЬСЯ В «СПАРТАКЕ»

…«Иван, мы тебя все еще ждем, ты подумай хорошенько». Телефонный звонок тренера «Днепра» Владимира Емца не давал Вишневскому покоя.

Точно так же он терзался годом раньше. Тогда, в 1983-м, даже написал заявление на переход, но увидел «Днепр» в игре против «Черноморца», и пошел на попятную. Просто засомневался, что сможет пробиться в основной состав – уж больно мощно выглядел днепропетровский клуб, рвавшийся к своему первому чемпионству. Сидеть же в запасе Ивану не хотелось. Уж лучше дальше играть в винницкой «Ниве». А то, что лига не высшая, так это не беда. Зато команда хорошая. Можно сказать, родная.

Ведь кем он был до этого? Ну, гонял себе мяч в армейской стройбатовской «Заре» Ленинградской области, после демобилизации – в заводской команде «Ватра» из Тернополя. Побегал бы еще год-два-три, да и закончил бы. Благо профессия в руках имелась, и даже не одна – не зря же в свое время закончил строительное ПТУ по профессии плиточник-облицовочник...

undefined
В «Днепре» Иван ВИШНЕВСКИЙ (слева) отыграл пять сезонов, и лишь один из них команда завершила вне призовой тройки.

Сомнения, терзавшие его в 1983-м, к тому же подкреплялись неудачной попыткой закрепиться в клубе высшей советской лиги. За год до этого защитника-самоучку высмотрели в Виннице селекционеры московского «Спартака». Иван в составе красно-белых прошел полноценные предсезонные сборы, и даже провел несколько официальных матчей сезона-1982– три в Кубке СССР и два в чемпионате. Но во втором туре, когда «Спартак» играл в гостях у минского «Динамо» ему не повезло – защитник получил травму паховых колец, за которой последовала операция.

Лечиться он поехал в Винницу, где его ждали жена и маленький сын. А через две недели вернулся в Москву, но только для того, чтобы извиниться перед Николаем Старостиным. Ну не его городом оказалась столица СССР, а «Спартак» – не его командой. Он с самого начала чувствовал себя там некомфортно: большой суетливый мегаполис, чужие устои, неприветливые партнеры, принявшие его, парня с Западной Украины, отнюдь не радушно… Так что травма, можно сказать, стала для него неким знаком свыше. Сигналом – мол, нечего тебе делать в «Спартаке», играй в своей Виннице.

Но, конечно же, ему хотелось попробовать свои силы на высшем уровне. Поэтому второе предложение Владимира Емца принял, перебравшись в «Днепр» уже по ходу сезона-1984. И на этот раз все сложилось.  

ЗОЛОТОЙ БАННЫЙ ДЕНЬ

Тот день спустя годы Вишневский вспоминал с улыбкой. 25 июня 1984 возглавлявший турнирную таблицу «Днепр» приехал в Москву на календарный матч чемпионата СССР против ЦСКА. И вдруг тренер ошарашил новичка: «Готовься, доверяю тебе место в составе. Не теряйся, ничего не придумывай, играй, как умеешь». По словам Ивана, переволновался он тогда настолько, что абсолютно ничего не мог вспомнить о событиях на поле: как играл, где ошибался.

Но ошибался, судя по всему, немного. По крайней мере, «Днепр» в той игре не пропустил, пресса даже похвалила, а Емец доверил место в старте и через неделю – в поединке против ростовского СКА. А вскоре «Днепр» уже сложно было представить без этого высокого черноволосого игрока в центре обороны, которого болельщики с ходу окрестили Иваном Грозным. Уж больно решительно и жестко он встречал нападающих.

Тут, наверное, самое место – расписать игровые качества Ивана Вишневского. Но есть ли смысл в этих приевшихся фразах – «был неуступчив в единоборствах», «отличался цепкостью в отборе», «хорошо играл головой», «умело выбирал позицию»?.. Да, они все уместны по отношению к Вишневскому, который недостаток школы компенсировал за счет интуиции и природной работоспособности, став в итоге одним из самых надежных центральных защитников СССР второй половины 1980-х. Но, думаю, тут было бы достаточно всего одного предложения от бывшего вратаря «Днепра» Сергея Краковского: «У нас на позиции либеро и раньше играли сильные футболисты, но именно за Вишневским я начал чувствовать себя как за каменной стеной». Или вот еще очень показательная характеристика – в исполнении Олега Протасова: «Своей уверенностью Иван заряжал всех партнеров по команде. Выходя на поле, я мыслил примерно так: если забьем, то выиграем, ведь в обороне Ваню вряд ли кто-то сможет пройти».

undefined
Сергей КРАКОВСКИЙ и Иван ВИШНЕВСКИЙ

Примечательный факт. За то время, что Иван провел в «Днепре», клуб лишь однажды остался без наград союзного первенства – в 1986-м. Но уже через два года команда, которую после того провала вместо Владимира Емца принял Евгений Кучеревский, вновь оказалась на вершине, второй раз в истории выиграв союзное золото. И это чемпионство днепрян стало не меньшей сенсацией, чем первое. Ведь накануне сезона-1988 команду покинули ее главные звезды - Олег Протасов и Геннадий Литовченко, которые перебрались в Киев.

Кстати, тому неожиданному взлету «Днепра» предшествовал один малоизвестный, но, наверняка, сыгравший свою роль эпизод. В начале сезона-1988, после какого-то неудачного матча, игроки втихаря от тренеров всей командой сходили в… баню. Понятное дело, выпили по чарке, но тут же дали друг другу слово, что до конца сезона режим нарушать не будут и сделают все для того, чтобы занять максимально высокое место.

Скажете, мелочь? Э, нет! В советском футболе подобные неофициальные собрания, порой, давали куда больший эффект, чем тренерские накачки и наставления. Ну а кто был одним из инициаторов встречи, которая так сплотила команду, вы, наверное, уже догадались. Вишневский. Сам он в том чемпионате играл особенно надежно. Пожалуй, это был его лучший днепровский сезон.  

КУРС НА ВОСТОК

Шел 1989-й – год триумфа «Днепра» в Кубке СССР (тогда в решающем матче днепропетровцы обыграли московских торпедовцев – 1:0). 32-летний защитник начал было поговаривать о завершении карьеры: дескать, лучше уходить красиво, триумфатором. Но тут Евгений Кучеревский заставил футболиста задуматься: «Ваня, есть возможность поиграть в турецком «Фенербахче».

Вот что спустя годы рассказывал мне сам Евгений Мефодьевич:

«Я был на все сто уверен, что в Турции у Вишневского все получится. Он был, без сомнения, одним из ключевых игроков «Днепра» второго чемпионского созыва. Со стороны казался немного закрытым, таким себе волком-одиночкой. Однако это нисколько не отражалось на отношениях с партнерами, многие из которых тянулись к Ивану. Он всегда предъявлял к себе повышенные требования, никогда не нарушал режим, в общем, был настоящим профессионалом.

Помню, однажды команде пришлось заночевать в московском аэропорту – рейс в Алма-Ату отложили из-за непогоды. Нам выделили небольшую комнатку с одним диваном и парой стульев. Смотрю на ребят: один голову чешет, другой носом крутит, а Иван уже устроился в уголке, сумку под голову и командует – давайте спать. Ведь завтра игра, а значит нужно быть свежим…

В Стамбуле я пробыл с Ваней три дня. «Фенербахче» был где-то в отъезде, и я помогал ему поддерживать форму. Когда же мне пришло время возвращаться в Днепропетровск, Вишневский вдруг притих и словно большой ребенок сказал: «Мефодьевич, может быть, останетесь хотя бы еще на пару суток…»

С ШУМАХЕРОМ ЗАОДНО

В Турции нашему первому легионеру из «Днепра» пришлось ко многому привыкать заново. К задержкам зарплаты, например (кстати, получал он по тамошним меркам не так уж много – около 2000 долларов в месяц, остальное забирал Совинтерспорт, но для советского человека в 1990 году это были очень большие деньги). К стилю игры новых партнеров. «На первых порах не уставал поражаться, – рассказывал он уже после турецкой командировки. – Как только завладеем мячом, крайние защитники, сломя головы, несутся в атаку, абсолютно забывая о подстраховке. Так и хотелось крикнуть: «Ребята, что же вы делаете?». Только меня все равно никто не понял бы, поэтому молча подчищал огрехи».

А в целом, жизнь в Турции ему понравилась, тем более, что почти с первых дней рядом была семья – жена Ольга и сыновья Богдан и Иван. Да и игра, как говорится, шла.

undefined
В составе «Фенербахче» Иван ВИШНЕВСКИЙ (в верхнем ряду - в центре) стал вице-чемпионом Турции и обладателем Кубка Президента 

«Ивана очень высоко ценили и специалисты, и рядовые болельщики, которые после первых матчей за бесстрашие прозвали мужа Буйволом, – рассказывает Ольга Вишневская. – Люди видели, что он на поле выкладывался на все сто. По-другому просто не умел. И во многом благодаря его надежной игре, как писала пресса, «Фенербахче» в том сезоне стал вице-чемпионом страны и выиграл Кубок президента. А сам Иван, кстати, вошел в тройку лучших легионеров первенства. Наряду со своим партнером – знаменитым немецким вратарем Харальдом Шумахером».

ПРОСЧЕТ ХИДДИНКА

Восток – дело тонкое. Следующий сезон Вишневский начал в куда более скромном «Сарыерспоре». Где-то доводилось читать, что боссам «Фенербахче» не очень нравилось, что в их команде играет коммунист. Чепуха! Все дело было в… Гусе Хиддинке, возглавившем команду накануне сезона-1990/1991. Голландец решил, что в центре обороны ему нужен свой человек. И привез с собой Вилли Брандса.

Вишневский, за которого «Фенербахче» заплатил «Днепру» 100 тысяч долларов, оказался лишним. Вот только, в Турции ни у Хиддинка, ни у Брандса не сложилось. «Фенер» по итогам чемпионата замкнул топ-пятерку, что было полным провалом. И голландцы отбыли восвояси. А «Сарыерспор» с украинцем в составе поднялся на небывалое для себя четвертое место, да еще и выиграл Кубок Балкан.

Это был последний трофей в его карьере. В 1992 году Иван получил травму (разрыв крестообразных связок) и повесил бутсы на гвоздь, решив стать тренером. Говорят, что немец Бернд Штанге, которому Вишневский ассистировал в «Днепре», довольно лестно высказывался о способностях помощника. Но, увы, реализовать себя в новой профессии он не успел…

СТРАШНЫЙ ПОСЛЕДНИЙ МЕСЯЦ

Меланома – страшный диагноз. Если не выявить заболевание на ранней стадии, шансов на спасение не останется. Так произошло и в случае с Вишневским. Если бы он прошел обследование тогда, в 1988-м, может быть, болезнь удалось бы остановить. Но за играми и тренировками он все откладывал поход к врачам. А тут еще выступления под палящим турецким солнцем. Как говорили позже доктора, это усугубило ситуацию.

Из воспоминаний Ольги Вишневской:

«Первую операцию Ивану сделали в 1993-м. Уже тогда он был безнадежен, но врачи говорить об этом не стали, пожалели. Возможно, сам Иван понимал, в чем причина. Но до последнего всем говорил, что у него проблема с лимфоузлами. О том, что у него злокачественная опухоль, я, к примеру, узнала уже после обследования в Германии. Иван стоически переносил болезнь. Он вообще был очень мужественным человеком. Еще во время выступлений за «Днепр», бывало, придет после игры – весь в синяках и гематомах. Я обкладывала его ноги льдом из холодильника, а муж только улыбался: «Ничего, это не самое страшное»…

Действительно, самое страшное началось в апреле 1996-го. Боли стали настолько сильными, что Иван уже не в силах был сдерживать стоны, а однажды даже попросил дать ему яду. Было понятно, к чему все идет, однако до последнего мы надеялись на чудо. Тщетно…»

…А на чемпионате Европы-1988 Вишневский так и не сыграл. Хотя, наверное, мог бы. Причем, в самом главном матче – финальном, против голландцев. Перед той игрой тренерский штаб столкнулся с проблемой: кем заменить дисквалифицированного столпа обороны Олега Кузнецова? И кто знает, как завершился бы поединок, если бы Валерий Лобановский сделал ставку на Ивана, а не на номинального хавбека Сергея Алейникова… Впрочем, футбол, как и жизнь, не терпит сослагательных наклонений.

***

Иван ВИШНЕВСКИЙ. Родился 21 февраля 1957 года в селе Миролюбовка Тернопольской области. Заслуженный мастер спорта по футболу. Амплуа – центральный защитник.

Играл за команды: «Нива» Винница – 1980-81, 1982-84, «Спартак» Москва – 1982, «Днепр» Днепропетровск – 1984-89 гг., «Фенербахче» Стамбул (Турция) – 1989/90, «Сарыерспор» (Турция) – 1990-92.

Чемпион СССР-1988 и обладатель Кубка СССР-1989. Серебряный призер чемпионатов СССР 1987 и 1989 годов, бронзовый призер – 1984-й и 1985-й. Вице-чемпион Европы 1988 года.

Провел 152 матча в чемпионатах СССР (1 гол), 12 матчей в еврокубковых турнирах и шесть – за национальную сборную. Дважды входил в список «33-х лучших» игроков Советского Союза.

Серебряный призер чемпиона-та Турции-1990 и обладатель Кубка Президента в составе «Фенербахче».

Тренерская карьера: ассистент главного тренера в «Днепре» – 1993, 1995/96, тренер винницкой «Нивы» – 1994 г.

Умер 11 мая 1996 года.

21 лютого 2017 09:24







Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 786-го дня повномасштабної війни

 

19 квітня 2024 23:27

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 785-го дня повномасштабної війни

 

18 квітня 2024 21:12

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 784-го дня повномасштабної війни

 

17 квітня 2024 22:34