Сьогодні 14 травня 2024 р.

Голос донецкого футбола Наталья Толшина

Вячеслав ШАРАФУДИНОВ для «Футбольного клуба» (Донецк)

Наталью Александровну Толшину в Донецкой области знают и любят. Не исключаю, что многие земляки не знают ее в лицо, но голос знаком каждому, кто хоть раз заходил на стадион. Уже тридцать лет голос Натальи Толшиной – это голос донецкого футбола. Она озвучивает абсолютно все матчи ФК «Шахтер», от основного состава до юношеских команд и работает на играх донецкого «Металлурга». Кстати, не, только, футболом обозначена ее спортивная составляющая. Это еще и «Звезды шеста» и мини-футбол.

Мне довелось с ней много лет работать и скажу, что с одной стороны это было легко – она настоящий профессионал, а с другой непросто, потому, что она очень требовательна и сама к себе и к тем, кто работает рядом.

Наташа очень хотела широко отметить свой юбилей, так как человек очень общительный и нее много друзей. Но…

Толшина уже много-много лет работает диктором и ведущей программ Донецкого областного радио, точнее, Донецкой государственной телерадиокомпании. Это ее основная работа и, наверное, самая любимая. Тот, кто слышал ее в эфире, не с кем другим не перепутает. Красивый голос, безупречное знание украинского и русского языков, а также умение пропускать тексты через сердце и душу. У нее много авторских программ на самые различные темы: политика, история, религия. К ней в студию на прямой эфир приходят чиновники различного уровня, и такие программы помогают самым простым людям решать очень многие проблемы. А еще она прекрасно читает сказки, особенно украинские… 

Помимо этого Наташа, так ее называют близкие друзья, преподает в Донецком национальном университете. Она с удовольствием ведет концерты и различные торжества, но приходится участвовать и в траурных церемониях. Совсем недавно пришлось вести митинг памяти известного журналиста Марка Левицкого, который, кстати, и привел ее в мир футбола.  

А еще ее голосом «разговаривают» автобусы, трамваи и троллейбусы города Донецка, объявляя остановки и давая пассажирам другую информацию.

Она очень переживает по поводу происходящего на Донбассе. Областное радио закрыто, в футбол у нас не играют, что будет с универом пока не ясно, с получением пенсии проблемы…

- Скажи, Наталья Александровна, как человек, родившийся в Мариуполе, проживший много лет в Донецке, относился к футболу, до той поры, пока тридцать лет назад он стал важной составляющей в твоей жизни?
- Я вообще-то фаталистка, верю в судьбу. Со спортом я связалась очень давно. Мало кто знает, что я в юности была прыжковой акробаткой. В моей трудовой книжке первой записью была такая вот должность: «артистка цирка». Я обучалась в цирковой студии Дворца культуры завода «Азовсталь». Кстати, он был довольно далеко от моего дома. Родители воспитывали меня в строгости и, наверное, поэтому поспособствовали, чтобы я была чем-то занята, где-то могла выплеснуть свою энергию. Вот туда они меня и отправили. Вообще время тогда было такое, что все дети чем-то занимались в самых разнообразных студиях, секциях и т.д. Кто-то танцевал, кто-то играл на музыкальных инструментах, кому-то по душе было вышивание. Конечно, было много спортивных секций, ведь Мариуполь всегда был спортивным городом.

- Расскажи о своей семье.
- Обычная семья, каких было большинство в моем родном городе. Жили небогато, можно сказать бедненько. Мой папа, который остался без руки на войне, всю жизнь проработал прорабом на стройке в тресте «Донбассметаллургмонтаж». Мама тоже всю жизнь трудилась на простых должностях. Перед уходом на пенсию, работала санитаркой в больнице. Главное, что я запомнила, они оба всегда с удовольствием шли на работу и отдавались ей полностью. Этого сейчас явно не хватает в нашей жизни.

- Как появилось желание стать диктором?
- В 1961 году родители купили первый телевизор, «Рекорд», по-моему, с маленьким таким экраном.  И вот тогда я впервые увидела диктора ЦТ телевидения Нину Кондратову. С ней ведь случилась страшная беда. Где-то что-то там они записывали в селе, ее бык ударил, и она лишилась глаза. Ее уволили, но простые телезрители вступились за нее. Ей сделали операцию в ГДР, вставили стеклянный протез, и она вернулась в эфир. Вот тогда, я поставила себе мечту – стать диктором телевидения. Лет, тогда мне было немного, но вот можно сказать, цели я практически добилась и много лет работаю диктором, пусть и на радио, а не на телевидении.

- Чем привлекла такая работа маленькую девочку?
- Понравилось и все. И занимаясь в цирковой студии, я все одно помнила о своей мечте. Я, кстати, с удовольствием, всегда, вела различные молодежные вечера, и мои учителя, кстати, отличные педагоги, отмечали во мне вот такой дар. Мне советовали чаще слушать программы Всесоюзного и Украинского радио – там работают отличные профессионалы, у которых нужно учиться культуре речи...

- В семье говорили на каком языке?
- На русском. Папа мой родом с Урала, а мама из Орловской области. Но меня интересовал и украинский язык, ведь Мариуполь был и остается украинским городом. Поэтому, помню, покупала популярный журнал «Новини кіноекрану». Садилась дома за стол, ставила перед собой молочную пол-литровую бутылку, это был типа микрофон и вслух читала статьи из журнала. Вот так, можно сказать я репетировала и продвигалась к своей мечте. И еще одна деталь – стать дикторами ТВ мечтали практически все девчонки. А мальчишки стремились пойти в космонавты или милиционеры.     

- Я так понимаю, что дальше ты оказалась в Донецке?
- Да. Я поступала на филфак университета, но не прошла по конкурсу. И я пошла на режиссерское отделение училища культуры. Была принята. И тут вскоре я сделала свой «первый шаг в мир футбола». Мой будущий муж Миша Гецко, оказался страстным поклонником этой замечательной игры. Он про футбол знал все, постоянно ходил не только на стадион, но и на так называемую «брехаловку», которая располагалась в сквере у оперного театра. Они там спорили, заключали пари и т.д.

(Голос Михаила Гецко из другой комнаты: «Я называл это место – футбольная биржа».)

- Да, Михаил Иванович, было и такое название у этого замечательного своеобразного футбольного клуба болельщиков.

- Наташа, а скажи, как Миша, которой родом из Закарпатья оказался в наших краях?
- Все просто – он закончил журфак Львовского университета и приехал по распределению. Кстати, он получил диплом журналиста-экономиста и что интересно, это был единственный выпуск вот таких специалистов. Тебе будет интересно, что первым местом его работы здесь была редакция газеты «Макеевский рабочий».

- В этой замечательной газете, очень давно, я был спортивным обозревателем.
- Так вот, уже оттуда он перешел на областное радио, где и прослужил много-много лет. И в то самое время, я пришла на конкурс дикторов телевидения. А так как все редакции располагались в одном здании, так мы и встретились…  

- И как прошел конкурс?
- Скажу, что тогда я перевелась на заочное отделение училища и работала руководителем цирковой студии ДК имени Куйбышева. Кстати, я не только руководила, но и сама выступала. Узнав же о конкурсе, бегом побежала на него записываться. В итоге, стала второй, и меня пригласили на работу.

- А сколько было претендентов?
- Более трехсот. Скажу честно, что мне очень помогло то, что я владела украинским языком. Меня взяли на радио с перспективой перехода на телевидение. Скажу, что практически все лучшие теледикторы, прошли школу радио. Как говорится, есть нюансы.

- Но ты остановилась на радио?
- Да. И не грамма об этом не жалею. Это был осознанный выбор, ведь здесь больше возможностей для творчества. А телевидение, все-таки менее этому способствует. Но это понимание пришло позднее. А тогда я отправилась на конкурс в Москву на ЦТ и имела шансы. Но меня «зарезали» по двум причинам: отсутствие московской прописки и законченного высшего образования. Но я об этом, ни грамма не жалею. Проста моя совесть была чиста перед самой собой образца 1961 года.

- Миша на футбол таскал?
- Нет, хотя матчей не пропускал. Я отдавала предпочтение концертам и спектаклям. Это было мое. Зато, мне доводилось с ним заходить на ту самую «брехаловку». Меня там, кстати, знали.

Меня поражало, какие разные там собирались люди – простите, от бомжа до профессора. Главное, что все были равны, несмотря на разный социальный статус. Вот какую объединяющую силу имел тогда футбол. Мне это было по душе. А какие были оригинальные споры! Например, если «Шахтер» выиграет у «Динамо», то проигравший спор помоет ноги победителю в тазике, заполненном водкой…  Вот как было!

- И все-таки, когда ты, впервые оказалась на стадионе?
- Как-то я была на подхвате, у группы ПТС, которая транслировала футбол. И вот тогда впервые увидела матч целиком.

- Ты не в ПТС находилась?
- Нет, на трибуне, где-то между кабинками. Я тогда, кстати, пообщалась с Виталием Кирсановым, который много лет был диктором на «Шахтере». И вот тогда я подумала, а как бы я сделала эту работу. Просто мелькнула мысль и ушла…

- Легендарная личность! Можно сказать, мой друг и учитель. Увы, его уже давно нет на этом свете.
- Ну, а мой второй визит на стадион «Шахтер» состоялся в феврале 1984 года. Боже, тридцать лет назад! Футбола, правда, в тот день не было. Меня и моего коллегу Женю Сальникова пригласил Марк Левицкий, который тогда занимался вопросами организации футбольных матчей в Донецке, ведь клуба «Шахтер» тогда еще не было – существовала команда, которую курировал облспорткомитет и разумеется обком КПСС, который тогда руководил всем.

- А дома что тоже не смотрела футбол?
- Я не болела за него, просто прислушивалась к работе телекомментаторов. Мне это было интересно. Я их всех знала, от Озерова до Махарадзе. Чего не хватает сейчас, на ТВ в плане спортивных новостей, кстати? Того, что это делают дикторы, которые ведут новостные программы. Это не их дело! Спорт должны читать специалисты, как было раньше. Как говорил незабвенный Фрунзик Мкртычан: «Я так думаю!».

- Имеете право, Наталья Александровна. Мы отвлеклись от твоего второго похода на стадион «Шахтер»? Как там было?
- Сначала скажу, что советский футбол тех времен был очень хорош. Это правда, я за ним скучаю. Он был более спортивным, и я бы сказала патриотичным. А сейчас это больше бизнес и шоу…

Так вот возвращаемся на тридцать лет назад. Итак, я и мой ученик Женя Сальников, который работал на телевидении приехали на стадион, где нас уже ждал Марк Левицкий. Мы прошли в дикторскую стадиона, там нам включили микрофоны и естественно был включен звук стадиона. Это был экзамен. Мы прочитали какие-то тексты. А Марк Юрьевич, стоя в чаше стадиона, оценивал, как это все звучит.

- Мне кажется на пустом большем стадионе, это звучит немного не так?
- Наверное. Открою секрет, что, так как дело это было новое, я к нему подготовилась. Короче, Левицкий и кто-то еще, не помню точно кто, прослушали и приняли решение взять нас на эту работу. Роли были распределены так: я объявляю все, что связано с «Шахтером», а Женя все, что касается гостевой команды. Я так поняла, что это было решение Марк Юрьевича.

- И как вам с Сальниковым работалось на новом месте?
- Отлично! Сама атмосфера заполненного стадиона добавляла эмоций. Ты чувствуешь себя частичкой этого, скажу без преувеличения, праздника. Тем более, я человек по натуре азартный. А вот Женю футбол как-то не завел. Он очень спокойно взирал на происходящее. Кстати, он не был болельщиком. Наверное, он такой единственный, среди всех знакомых мне лиц мужского пола.

- А зачем тогда ему это было ему нужно? Деньги?
- Нет, он достаточно зарабатывал. Вот решил попробовать себя в новом деле.

- Много ли платили?
- 60 рублей в месяц. По тем временам, неплохо.

- Разбор полетов присутствовал?
- Где-то месяц мы обговаривали нюансы с Левицким. Кстати, я старалась вникнуть в тонкости игры, а Женя был безразличен. По ходу матча он мог просто читать газету.

- А «горбыли» у вас присутствовали в работе?
- Конечно, куда же без них. Вполне может из-за этого, Сальников вскоре и ушел с этой работы. Идет матч. Нам звонят и сообщают, как проходят игры в других городах страны. Тогда это было обязательным, и скажем очень ожидаемым известием, сопровождающим ту игру, за которой мы все вместе наблюдали. Болельщики могли кричать нам через стекло: «Как там, в Киеве или Тбилиси? Скажите!». Они знали, что нам такую информацию, периодически сообщали. Я уже не помню точно, кто и с кем играл, но выглядело это приблизительно так: «В Одессе закончился матч, в котором встречались местный «Черноморец» и ташкентский «Пахтакор». Со счетом 3:0 победила ворошиловградская «Заря»…

- Это Сальников «выдал»?
- Да. Понятно, какая была реакция забитого до предела стадиона. Думаю, что он что-то напутал, записывая информацию. Именно тут и сказалось то, что он был не в теме. Но надо отдать должное болельщикам, ведь они восприняли ошибку с юмором и без зла восприняли эту ошибку. Тогда, люди были немного другими, добрее что ли…         

Продолжение следует

28 липня 2014 08:00







Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

РЕТРО. 49 років тому Динамо виграло свій перший євротрофей! Кубок володарів кубків-1975. Фінал. Динамо – Ференцварош. Огляд матчу

 

14 травня 2024 09:24

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 808-го дня повномасштабної війни

 

11 травня 2024 21:05

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 807-го дня повномасштабної війни

 

10 травня 2024 22:20