Сьогодні 19 квітня 2024 р.

Евгений Канана: о «Шахтере», судействе и о себе

Вячеслав ШАРАФУДИНОВ, «Футбольный клуб» (Донецк)

В среду, 27 марта, спортивному директору мариупольского «Ильичевца», заслуженному тренеру Украины Евгению Канане исполнилось 60 лет. 

В юбилейном интервью Евгений Витальевич вспоминает о том, как судил финал первого розыгрыша Кубка Украины, рассуждает о работе арбитров и том, что может погубить карьеру футболиста, а также рассказывает о хитрости, которая помогла в критической ситуации обыграть киевское «Динамо».  

– Ощущаете, что Вам уже шестьдесят?
– Чувствую себя сейчас намного лучше, чем несколько лет назад, когда у меня были серьезные проблемы со здоровьем. Готов еще поработать на благо футбола. Ну а о болячках, травмах стараюсь не думать…

– Давайте «пробежимся» по вашей биографии. Если не ошибаюсь, более пятидесяти лет ваша жизнь связана с футболом. А с чего все началось?
– Я родился в Донецке на Рутченково (поселок в Кировском районе) в шахтерской семье. В девять лет мне посчастливилось попасть к замечательному детскому тренеру Петру Пономаренко. Петр Андреевич воспитал целую плеяду известных в нашем футболе людей. Назову лишь некоторых из них: Юрий Дегтерев, Виктор Звягинцев, Владимир Пьяных, Виктор Чанов, Сергей Попов, Сергей Ковалев, Александр Севидов…

– А ваше игровое амплуа Петр Андреевич определил сразу?
– Не знаю почему, но меня он сразу определил в полузащитники. В качестве примера для подражания приводил мне хавбека московского «Торпедо» и сборной СССР Николая Маношина.

– …Итак, год 1972-й. Апрель. Вы играете полный матч за «дубль», а на следующий день и за основной состав «Шахтера». Как так случилось?
– В том сезоне мы играли в первой лиге, а старшим тренером (по нынешним меркам – главным) был Олег Петрович Базилевич. Тогда была практика личного присутствия старшего на играх дублирующих составов. И он приехал на тот матч, мы принимали «Алгу» из Фрунзе (как тогда назывался Бишкек). По иронии судьбы, тот поединок проходил на моей малой родине в Рутченково. Естественно, на игру пришли все друзья, знакомые, родственники и, конечно, мама. Было очень жарко, и она принесла с собой литровую бутылку молока, чтобы я восстановил силы после игры. После финального свистка я подошел к маме и сказал: «Сейчас приму душ, выпью твое молоко и вместе пойдем домой». Но мои планы расстроил Базилевич…

Он, зайдя в раздевалку, поздравил нас всех с победой и добавил, что двое из состава должны поехать сейчас на базу Кирша, чтобы готовиться к завтрашней игре основных составов. Этими двумя оказались я и Валерка Горбунов. Для меня это было совершенно неожиданно, ведь мы оба еще и отыграли все 90 минут. Я вышел из раздевалки, объяснил матери ситуацию и, забрав молоко, поехал на базу. Еще не было и восьми вечера, но, зайдя в выделенную комнату, я выпил полбутылки молока, лег и сразу заснул, все-таки «отпахал» прилично. Так и проспал до самого утра, и об этом доктор Лев Кожанов рассказал Базилевичу.  

И это, как оказалось, сыграло важную для меня роль, о которой я не мог и догадываться. Все дело в том, что Кожанов рассказал Базилевичу, что молодой Канана раньше всех лег спать – еще в полвосьмого, выпив молока. Почему-то я все говорю об этом молоке? Да дело в том, что Кожанов считал, что молоко прекрасно восстанавливает силы, а потому обратил внимание тренера на то, какой серьезный подход у молодого парня. В итоге такое стечение обстоятельств – удачное место проведения матча, жара, заставившая мою мать принести с собой молоко на стадион, мой ранний сон и взгляды Кожанова – помогли мне нежданно-негаданно попасть в основной состав.

На следующий день прошла предыгровая тренировка, мы с Горбуновым скромненько «в уголочке» побегали. А потом на установке Олег Петрович сказал, что в стартовом составе в середине поля сыграют Юрий Севидов и… Евгений Канана. Все были в шоке, ведь я должен был заменить лидера команды Анатолия Конькова, который тогда в составе сборной Советского Союза готовился к финальному турниру чемпионата Европы. Представляете мое состояние: заменить самого Конькова и играть в компании великого, по моему мнению, Юрия Севидова.

Коньков был для меня идеалом футболиста. А Юрий Александрович Севидов, если бы не та трагическая история, которая с ним приключилась, мог бы конечно выйти на первые роли в советском футболе.

– Ну и как игра в основе?
– Чудно! Где-то на 28-й минуте я пробил по воротам издали и мяч, зацепив рикошетом нашего центрфорварда Виктора Прокопенко, влетел в сетку. Представляете мои эмоции? Я, вот сейчас вспоминая, подумал, какой же я счастливый человек, ведь меня окружали великие люди: Пономаренко, Коньков, Севидов, Базилевич, Прокопенко… Ту игру «Шахтер» кстати выиграл 2:0.

– Начало получилось ярким и запоминающимся. Что же не позволило закрепиться в основном составе?
– Лет мне было немного, и успех вскружил голову. Ведь меня еще постоянно вызывали в юношескую сборную Союза, которую тогда возглавлял легендарный тренер Евгений Иванович Лядин. Видите, еще одна знаменитая личность. А какие были у меня товарищи по команде – Владимир Гуцаев, Анатолий Байдачный, Анатолий Кожемякин, Леонид Буряк…

Мне казалось, что я звезда. Ну и пошло-поехало… Активно нарушал режим, и это привело к тому, что уже через восемь лет я завершил карьеру игрока. Можно сказать, что веселая разгульная жизнь загубила мои перспективы. Я еще поиграл в Казахстане, но это было уже не то…

Однажды утром проснулся и понял, что нужно завязывать с алкоголем. И уже более 30 лет не знаю, что это такое. Не употребляю даже пива. Но это понимание далось мне ценой загубленной карьеры игрока. Время-то уже было не вернуть…

undefined

– Грустные воспоминания… Но в футбол вы вернулись, правда, уже в качестве арбитра. Кто вас надоумил?
– Виктор Звягинцев, и за это я ему безмерно благодарен. После всего я пошел работать на шахту имени Горького. И здесь мне повезло. Начальником участка, на котором я трудился, был ныне покойный Олег Александрович Чуб, прекрасный человек, классный горняк и тому же страстный болельщик. Под его руководством трудились многие бывшие игроки. Среди них были уже упоминавшийся Звягинцев, а также Володя Пьяных и Юра Дудинский. Мы играли и за участок, и за шахту.

Естественно у нас были какие-то поблажки. Вот в то время Звягинцев стал судить чемпионат области, чемпионат Украины среди производственных коллективов. Пригласил и меня заняться этим делом. У бывших футболистов были в этом отношении привилегии. Я практически сразу был приглашен на сборы в Мукачево. А дальше пошло-поехало. Возникла донецкая судейская бригада – Канана, Звягинцев, Пьяных, и мы добрались до уровня высшей лиги чемпионата СССР.

– Легко давалась новая футбольная профессия?
– Да. Когда сам играл, легко понимать различные нюансы футбола (к примеру, ты уже можешь предугадать, как будет развиваться атака), а потому особых проблем не испытывал. Считаю, что опыт игрока – великая вещь для арбитра.

– В 1992 году вам доверили первый финал Кубка Украины, в котором встретились «Черноморец» и «Металлист»…
– Судью того финала выбирал жребий. Претендентов было трое: Ярослав Грисьо из Львова, Володя Туховский из Симферополя и я. Процедура жеребьевки проходила в присутствии руководителей ФФУ, главных тренеров команд. Мне повезло, и хотя счастье омрачала боль в колене, я не мог отказаться от финала. Перед матчем мне сделали обезболивающий укол и наложили повязку, которую я пытался спрятать под гетрой.

На мою беду основное время закончилось вничью 0:0, и перед началом дополнительного времени мне тайком сделали еще один укол. Слава Богу, что не пришлось терпеть еще и серию пенальти – на 117-й минуте Илья Цымбаларь забил победный мяч, а я понял, что с судейством пора заканчивать. К сожалению, в самом расцвете судейском карьеры.

– И что было дальше?
– А далее были макеевский «Бажановец» и донецкий «Металлург», в которых я очень многому научился. Попробовал себя в селекционной работе, например, и даже в такой, как подготовка и укладка футбольного поля…  

– А потом в вашей жизни случился новый поворот…
– День, когда ко мне приехал Валерий Иванович Яремченко, тренировавший тогда «Шахтер», я считаю самым счастливым в моей жизни. Он дал мне телефонную трубку и сказал: «С тобой хотят поговорить».

Это был Ринат Леонидович Ахметов, который предложил для начала съездить в Португалию, немного отдохнуть и заодно посмотреть игру с участием «Боавишты», с которой «Шахтеру» предстояло вскоре сыграть в Кубке кубков. Приехав на место, я посетил матч «Боавишта» – «Порту». Потом прилетала команда, и Яремченко пригласил меня на теоретическое занятие, на котором разбиралась игра «Боавишты». Валерий Иванович дал мне слово, и я поделился своими впечатлениями, дав свои характеристики игрокам португальцев.

На следующий день была матч, «Шахтер» выиграл 3:2, и это была первая серьезная выездная европейская победа команды с тех пор, как клуб возглавил Ахметов. Ринат Леонидович, который первый год руководил клубом, был на седьмом небе от счастья. Он по телефону меня поздравил и поблагодарил за содействие. Вот так началась моя новая «шахтерская история», которая длилась 11 лет.

Эти годы могу назвать самыми важными и счастливыми в моей жизни. Без всякого преувеличения скажу, что Ахметов самый лучший президент футбольного клуба в мире. Он умело и тонко руководит клубом, не позволяя себе вмешиваться в тренировочный процесс, обладая тактом и сдержанностью. Он создает идеальнейшие условия для того, чтобы у людей была возможность раскрыть свой талант. Я думаю, что те, кто попал в «Шахтер» – самые счастливые люди.

undefined

– А потом вам пригодился опыт по строительству футбольных полей...
– Да, президент «Шахтера», понимая,  что клубу нужно развиваться, серьезно взялся за инфраструктуру и решил построить на месте старой новую современную базу с прекрасными полями и отличным восстановительным центром. Я принимал в этом проекте активное участие. Все, что было сделано, сослужило хорошую службу, став отличным фундаментом для развития клуба, помогая добиваться своего нынешнего статуса.

Борис Колесников, человек передовых взглядов, тогда был вице-президентом, и он поддержал идею постелить новые поля, и мы вместе летали в Швецию, чтобы заключить контракт на покупку нескольких полей для базы, и потом я занимался их адаптацией на новом месте. Дело было хлопотное, и в течение двух месяцев мне, как и всем, кто участвовал в этой работе, пришлось буквально жить на базе. Сейчас в этом отношении все отлажено, но тогда мы делали первые шаги, и нужно было получить опыт.

– Помнится, Виктор Евгеньевич Прокопенко говорил о том, что Канане нужно присвоить звание заслуженный строитель Украины…
– Вспоминая моего друга Витю Прокопенко, скажу, что этому классному футболисту, отличному тренеру и просто замечательному человеку ужасно не повезло – ведь ему так и не удалось стать чемпионом. Хотя и был очень близок к титулу и в «Роторе», и в «Шахтере».

– Вы знаете, он мне как-то сказал: «Видно мне на роду написано не стать первым». Перед глазами матч в Донецке против ЦСКА Михаила Фоменко, который фактически делал «Шахтер» чемпионом в случае победы. Судья Валерий Онуфер назначает пенальти в ворота киевлян, а потом отменяет его. Так был там пенальти или нет?
– Я в том матче, сидя на лавке, чуть не сошел с ума. А пенальти, думаю, был. Но дело ведь не только в том решении арбитра, ведь и без того неназначенного 11-метрового нам было, конечно же, под силу обыграть ЦСКА дома. Но... 0:0, и как будто бы судьба решила, что Прокопенко не быть первым. В следующем же сезоне стоило прийти в команду Невио Скале, как «Шахтер» сразу же стал чемпионом, да еще и Кубок взял. А потом уже Мирча Луческу «поставил дело на конвейер».

– А в вашей жизни наступила черная полоса...
– Я тяжело болел, и в течение трех лет практически ни с кем не общался, редко выходя из дому. И тут меня поддержал Ахметов – успокоил, порекомендовал сделать операцию. Я ему признателен за поддержку в тот очень трудный момент.

Я полетел в Германию в клинику, где меня встретил и очень здорово помог мой «крестник» – Толя Тимощук. Операция была тяжелой, но все обошлось, и я вернулся в Донецк и был готов работать. И тут снова позвонил Ринат Леонидович и предложил заняться селекцией для молодежного состава «Шахтера». Мне всегда нравилась эта работа, ведь очень приятно находить молодых талантливых ребят и смотреть, как они проходят путь до первой команды.

А тут главному тренеру «молодежки» Яремченко поступило предложение возглавить мариупольский «Ильичевец», и он позвал меня с собой. Я согласился, и вместе с нами в Мариуполь отправились Игорь Леонов, Гена Орбу, и Олег Матвеев. Ну и естественно с нами отправилась целая группа молодых талантливых ребят из дубля, среди которых были Иван Ордец, Филипп Будковский и Дима Гречишкин, в этот вторник дебютировавший в национальной сборной Украины.

Первый сезон был очень тяжелым. Молодым было трудно вот так, с лету выйти на новый для себя уровень. Ведь дубль это одно, а основа команды Премьер-лиги совсем другое. И пришлось нам биться за «выживание». В нас уже никто не верил, и отправляли в первую лигу.

– И вот он решающий матч. Нужно «всего-навсего» обыграть киевское «Динамо», с Александром Шовковским и Андреем Шевченко.  Помню свои ощущения, когда объявили, что после первого тайма Киев ведет 2:0, и я уже «похоронил» Мариуполь...
– В перерыве в раздевалке стояла гробовая тишина. Яремченко сидел молча, а меня, что называется прорвало – хотя я не имел права нарушать субординацию, я сказал ребятам, «Таврия» мол выигрывает 2:0 у «Севастополя» (хотя на самом деле счет в том матче после первого тайма был 0:0), и вам нужно сыграть в ничью. Давайте выходите и бейтесь, терять то нечего. Я блефовал, ведь нужно было, что-то сделать, как-то встряхнуть команду.

И случилось то, во что никто не верил. Мы выиграли 3:2 и остались… Но я прекрасно понимаю, что дело было не в моих словах, и даже не в словах главного тренера – эта чудесная победа была дана сверху. Это судьба.

undefined

– А как вам сейчас работается с Николаем Павловым?
– Он мудрый опытный тренер. Он пришел в клуб со своей командой помощников – как по мне очень профессиональной, и я считал, что, наверное, мне нужно уйти. Но он предложил остаться. За тот неполный сезон, который Павлов работает в Мариуполе, удалось добиться заметного прогресса. Сейчас мы идем на шестом месте, и в основе этого прекрасно отлаженный тренировочный процесс и отличные взаимоотношения с игроками. И если президент клуба Владимир Семенович Бойко поставит задачу выйти в Лигу Европы (а это будет решено в ближайшие дни), то Николай Петрович сможет выполнить эту задачу уже в нынешнем сезоне – у «Ильичевца» все для этого есть.

– Не могу не спросить у бывшего арбитра всесоюзной категории о молодых украинских судьях, о которых так много говорит Пьерлуиджи Коллина, и об увеличении количества арбитров на матчах Премьер-лиги?
– О пяти судьях пока трудно что-то сказать. Иногда это идет на пользу, а иногда нет. В нашем последнем матче против «Арсенала», например, именно дополнительный арбитр помог главному разобраться в эпизоде, когда вратарь киевлян фолил на Руслане Фомине, и это спасло Виталия Романова от ошибки, ведь первоначально он не зафиксировал нарушение. А вот в матче «Зари» и «Волыни» дополнительный судья, будучи в пяти от метрах от эпизода, не заметил игру рукой.

Так что однозначной оценки пока у меня нет. Посмотрим, время покажет эффективность этого нововведения. Судьи тоже должны привыкнуть к этому. Хотя, думаю, что вопрос еще и в качестве подготовки арбитров. Возможно, покажусь старомодным, но думаю, что советская судейская школа была лучше – но это мое личное мнение. Главный мой совет заключается в том, что нужно больше привлекать к судейству бывших футболистов.

По поводу молодых скажу, что, прежде чем работать в высшем дивизионе, им нужно получать больше практики – не только в первой и второй лигах, но и во всевозможных молодежных и юношеских соревнованиях. На последней игре в Луганске было видно, что молодой судья Иван Бондарь «поплыл» только из-за отсутствия опыта таких игр. Может он и талантливый, но без практики не обойтись – нужно пройти весь путь целиком.  

– В завершении хотел бы, чтобы вы рассказали о своем тыле, то есть о семье.
– Тыл у меня надежный. Жена Татьяна мой самый главный критик и советчик. Она у меня верующая, всегда молится за меня, ходит в церковь. Но ей тяжело смотреть матчи по телевидению, поскольку она очень переживает, и часто выключает телевизор, когда моя команда проигрывает. Сын Андрей не смог стать футболистом из-за проблем со зрением. Так что все надежды на внука Никиту. Ему третий год. Буду его сам тренировать и готовить к карьере футболиста. Хочу, чтобы он подписал контракт с «Шахтером» через несколько лет. (Смеется) Вот такая у меня мечта!

27 березня 2013 11:50







Матеріали на тему

Экс-игрок «Ильичевца» и «Севастополя» завершил карьеру
25 березня 2013 18:15


«Ильичевец» наконец-то рассчитался с Яремченко
7 березня 2013 19:42


Бутко: «Не всегда «Ильичевец» был седьмым»
7 березня 2013 15:56


Бойко: «Ильичевец» должен финишировать в десятке»
1 березня 2013 12:08


Будковский возвращается в «Шахтер», а Ищенко поможет «Ильичевцу»
28 лютого 2013 16:26


Павлов: «Достойной замены Бутко нет»
25 лютого 2013 15:36


УЕФА может не допустить «Ильичевец» к еврокубкам
15 лютого 2013 18:54




Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід

Foro Priligy Espana Buy 25mg Viagra Online Viagra Occhi Rossi Cialis 5 Mg Precio viagra prescription Cheap Brandname Viagra Levitra Generico In Contrassegno Buy Vardenafil Viagra Super Active 100 Mg

2017-06-18 07:57


Generic Provera Buy Cheap Viagra 200mg Priligy Prix Tadalafil Generique France Online Cialis Buying Viagra In China Kamagra Gel En France Female Cialis Canadian Pharmacy Viagra 100 Sexy Tadalis Sx Soft Breakdance Werbung Tanz Where To Order Cialis Dapoxetina Portaria 344 Suche Viagra Kaufen How To Order Zoloft Where To Purchase Xenical

2017-05-22 08:08


Побольше бы таких материалов. Сейчас парадоксальная ситуация когда мы о зарубежном футболе знаем все, а о своем забываем. Столько интересных людей вокруг нас о которых мы мало знаем.

2013-03-27 23:58




Поділитися

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 785-го дня повномасштабної війни

 

18 квітня 2024 21:12

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 784-го дня повномасштабної війни

 

17 квітня 2024 22:34

Звернення Президента України Володимира Зеленського наприкінці 783-го дня повномасштабної війни

 

16 квітня 2024 20:30