Сьогодні 19 квітня 2024 р.

Футбол на экспорт: на заработках

Виталий ПАСИЧНЫЙ

Начинать текст с благодарностей – дурной тон, но в данном случае хочется отметить статистиков из «Футбольной обсерватории CIES», обработавших огромный массив информации по легионерам мирового футбола.

Говоря проще, они подсчитали игроков каждой национальности, выступающих не в родном чемпионате – от Аргентины до Японии, от Хаммершмидта до Ушуайи.
 
Нас, конечно же, больше всего волнует статистика украинских игроков – и по ним картина чуть более радостная, чем можно было ожидать. В профессиональных футбольных лигах за рубежом выступает 182 украинца – семнадцатый показатель в мире. Много это или мало? Учитывая, что наша страна располагается в рейтинге между Сенегалом и Кот-д’Ивуаром – можно надеяться на прогресс.
 
Но если вспомнить, что сборные этих стран хотя бы на один чемпионат мира в последнюю пятилетку пробились, а Украины этого сделать не смогла, на таких соседей посматривать свысока тоже не стоит.
 
Больше всего украинцев выступает в Белоруссии. В одной только высшей (или вышайшей, если по-белорусски) лиге соседей их двадцать два, как раз хватит на футбольный матч. Гордиться здесь, конечно же, нечем – безденежье и состояние перманентного кризиса, постоянные невыплаты зарплат игрокам вынуждают их рассматривать варианты даже из откровенно слабого чемпионата.
 
Артем Милевский играет сейчас за брестское «Динамо», Александр Нойок – за минское, Сергей Рудыка, Артем Радченко и Александр Цыбульник – за могилевский «Днепр»…
 
Число 182 может пугать величиной, но год назад украинцев за рубежом играло еще на одиннадцать человек больше. И хотелось бы убедить самих себя в том, что наши клубы стали благополучнее, могут себе позволить удерживать лучших игроков – но этого же нет, верно? Многие украинские футболисты – вроде экс-партнеров по «Дармштадту» Дениса Олейника, Игоря Березовского и Артема Федецкого – не смогли состояться за рубежом и вернулись несолоно хлебавши.
 
***
 
Много украинцев играет в России: на данный момент их семеро в премьер-лиге и шестеро – во втором по счету дивизионе. В целом стоит отметить, что в соседние страны игроки УПЛ и первой лиги едут гораздо охотнее, чем наоборот. Напомним, что от всех семи соседних стран в элитном дивизионе украинского футбола играют (а то и просто числятся в заявке) всего четыре легионера: Никита Корзун, Тамаш Кадар, Глеб Рассадкин и Томаш Кендзера.
 
Впрочем, один наш морской сосед все-таки рассматривает Украину как главного «экспортера». Это Грузия, даже в сборную которой на последние матчи ездили три представителя УПЛ. Александр Кобахидзе («Ворскла») и Давид Хочолава («Шахтер») угадываются сходу – но интересно, что третьим ездил Гиорги Арабидзе из дубля горняков! Этот форвард демонстрировал фантастическую результативность в кутаисском «Торпедо» – 21 гол в 33 матчах – и заслужил доверие Владимира Вайсса.
 
Также в украинской премьер-лиге представлены Ника Сандохадзе («Карпаты») и Андро Гиоргадзе («Ворскла»). В первой лиге сражаются за место в элите Гиорги Гадрани, Лука Коберидзе (оба – «Десна»), Ника Сичинава («Ингулец»), да и Леван Кошадзе из «Днепра» заслуживает упоминания.
 
В целом, наличие в УПЛ лучших игроков каждого грузинского поколения – одна из тех украинских традиций, которые радуют. Хочолава и Кобахидзе просто продолжают традиции Кахи Каладзе, Георгия Деметрадзе, Джабы Канкавы и других замечательных грузинских футболистов на нашей земле. Им здесь хорошо, а нам лучше с ними – следовательно, нет смысла от такой традиции отказываться.
 
***
 
Что интересного демонстрирует рейтинг помимо украинских реалий? Прежде всего, что преимущество Бразилии над всеми остальными огромно. За пределами страны, где много диких обезьян, трудоустроились 1236 бразильских футболистов – число, сопоставимое с намного более массовыми профессиями. Страна, идущая в этом почетном рейтинге второй, делегировала за границу «всего» 821 игрока, то есть уступает Бразилии более чем в полтора раза.
 
Но вот что интересно: на второе место в рейтинге выбрался не другой постоянный «экспортер» Аргентина, а Франция! Это, прямо скажем, новый тренд для мирового футбола. Никогда футболисты с французским паспортом не играли значимую роль в таком большом количестве футбольных чемпионатов. Безусловно, суперзвезды уровня Зинедина Зидана или Тьерри Анри были любимцами иностранной публики – но чтобы полдесятка французов одновременно играли в валлийском «Суонси» или даже кропивницкой «Звезде» – такого не было никогда.
 
Легкое объяснение данной тенденции – огромное количество уроженцев французских колоний, которые либо рождаются уже во Франции, либо переезжают туда в детском возрасте. Известно, что вся сборная Алжира – воспитанники французской футбольной системы, похожая картина наблюдается с Марокко, Сенегалом и некоторыми другими участниками чемпионата мира.
 
Но одного этого недостаточно: в конце концов, связь между Алжиром и Францией прочно налажена не первое десятилетие, а такое количество ярких, прекрасно адаптирующихся игроков местная школа воспитывала далеко не всегда. Французские игроки стали подходить и осваиваться в самых разных лигах – и это большой успех французских академий, с каким бы разномастным материалом они ни работали.
 
В одних только топ-клубах не из Франции выступают Рафаэль Варан, Карим Бензема, Самюэль Умтити, Нголо Канте, Кингсли Коман, Франк Рибери, Блез Матюиди, Антуан Гризманн, Корентен Толиссо, Усман Дембеле и два Лукаса, Динь и Эрнандес. Целая команда!
 
***
 
На третьем месте в мировом рейтинге все-таки идет Аргентина. Серебряная страна делегировала миру немногим меньше футболистов, чем Франция, и буквально год назад была в рейтинге сразу после бразильцев. Но если французов по сравнению с 2017-м стало больше, то число соотечественников Месси и Марадоны уменьшилось до 760.
 
Их предсказуемо много в Италии – стране, даже на сборную которой аргентинцы всегда влияли и будут влиять. Много в Испании: для значительной их части трансфер в примеру или сегунду является первым переходом за рубеж. Но вот что любопытно и не так бросается в глаза с самого начала: аргентинцы – самые распространенные легионеры в других южноамериканских чемпионатах. Всего их в чемпионатах Южной Америки (за вычетом самой Аргентины, конечно), выступает 456 – вчетверо больше, чем тех же бразильцев.
 
Причиной тому можно, конечно, назвать языковой барьер: все же бразильцы говорят на португальском языке, тогда как почти все остальные латиноамериканцы – на испанском, и из двух главных южноамериканских культур адаптировать игроков в условном Чили проще аргентинцам. Но также можно сказать, что бразильцы лучше приживаются на других континентах: в той же Украине можно вспомнить огромные проблемы с адаптацией Факундо Бертольо, Кристиана Эрбеса, а на первых порах и Факундо Феррейры.
 
Сразу за первой тройкой идет Сербия, давно ставшая страной-экспортером талантов. 465 футболистов во главе с Сергеем Милинковичем-Савичем усиливают самые разные клубы – еще бы в Украине появилась достойная смена Желько Любеновичу…
 
413 англичан в «зарубежных» лигах скорее статистический казус, чем значащий хоть что-то показатель – львиная их доля играет в чемпионатах Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии, то есть не покидает границ Соединенного королевства. А вот 361 испанец – это более любопытно. Великие победы «Фурии рохи» в 2008-2012 годах стали идеальной рекламой местной футбольной школы – но приживаются в иностранных лигах они похуже французов, потому и их суммарное количество меньше.
 
***
 
Как и в других рейтингах, графа «в пересчете на миллион населения» возводит в топ небольшие страны. 58 играющих за рубежом исландцев дают северной стране лидерство (180 легионеров на миллион населения). Дальше следуют Черногория (134), Уругвай (96), Хорватия (80), Словения (51) и Сербия (48). Из больших футбольных стран, кроме уже названных, в топе Португалия (25) и Аргентина (19).
 
Как нетрудно посчитать, на один миллион украинцев приходится всего четыре выступающих за рубежом футболиста – для других профессий этот показатель значительно выше.
 
Бразилия и Франция лидируют не только по общему количеству легионеров, но и по темпам их прироста: по сравнению с прошлогодним показателем их стало больше на 42 и 45 человек соответственно. А рекордный отток по сравнению с прошлым годом можно наблюдать у Аргентины и России. И если минус 26 футболистов для аргентинского легиона – это мелочь, то россияне потеряли без малого пятую часть своих полпредов – было 135, стало 112.
 
Вероятно, повлиял домашний чемпионат мира, желание быть на виду у тренера, чтобы получить шансы попасть в сборную. Из великих футбольных наций за рубежом играет мало итальянцев: 135, меньше, чем даже у Парагвая. Но самый занимательный факт принесла нам статистика по Азии. Удерживающих второе место южных корейцев бразильцы по числу легионеров превосходят более чем в четыре раза: 306 против 76!
 
Ох уж эта Бразилия – нигде без нее не обойтись…
 

16 травня 2018 11:13







Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

Україна, 10-й тур. Зоря – Шахтар. Огляд перенесеного матчу

 

18 квітня 2024 18:29

Україна, 15-й тур. Олександрія – Оболонь. Огляд матчу

 

17 квітня 2024 21:30

Україна, 16-й тур. Минай – Динамо. Огляд матчу

 

17 квітня 2024 17:57