Сьогодні 29 березня 2024 р.

Четыре удивления от Младена Крстаича

Кирилл КРЫЖАНОВСКИЙ

Украина одержала одну из самых эффектных побед в своей истории, но для этого сопернику нашей сборной пришлось совершить добровольное футбольное самоубийство при достаточно странных обстоятельствах.

О сильных сторонах сборной Украины в этом матче вы прочтете где угодно, а я хочу сделать акцент на происходившем на поле со стороны сборной Сербии.


Наставник гостей Младен Крстаич избрал невероятный по отсутствию логики микс из тактики и исполнителей. Фактически, выбор игроков и их тактическая расстановка противоречили друг другу, что привело к закономерному (не ожидаемому, никто не мог ожидать такого разгрома) фиаско.

УДИВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ. ТАКТИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ

Небольшое отступление. Крстаич никогда и никого не тренировал до вступления в должность главного тренера сборной Сербии. В 2011-м году он закончил карьеру, затем побыл на административной должности в Партизане, был президентом клуба в Боснии, а в мае 2016-го вошел в тренерский штаб Славолюба Муслина в сборной Сербии. Вошел по квоте сербской федерации, а не по желанию главного тренера.

В октября 2017-го Муслин, который вывел сербов в финальную часть ЧМ-2018, со скандалом ушел с поста наставника сборной (об этом будет вторая часть материала), а Крстаич, который не был даже правой рукой наставника (первым ассистентом Муслина был беларус Сергей Гуренко), получил приставку и.о. Получил по политическим соображениям, и это не преувеличение (подробности во второй части материала).

После вступления Крстаича на должность и.о. главного тренера, а затем и главного тренера на постоянной основе сборная Сербии НИ РАЗУ не играла в три центральных защитника при двух вингбеках.

Последний раз сербы сыграли 3-4-3 при Муслине – это была победа над Грузией в отборочном турнире ЧМ-2018 (октябрь 2017-го). После этого команда попала в руки Крстаичу и он использовал такие схемы (разумеется, необходимо учитывать условность этих построений, которые не раз менялись по ходу матча):

– 4-3-3 – один раз
– 4-4-2 – два раза
– 4-2-3-1 – 11 раз
– 4-1-4-1 – один раз

Ни разу в своей тренерской карьере Крстаич не использовал сочетание в 3 центральных защитника. Зачем ему понадобилось это делать против Украины – большой вопрос.

УДИВЛЕНИЕ ВТОРОЕ. ВЫБОР ИГРОКОВ

Сама по себе тактика в 3 центральных защитника с двумя вингбеками ничего опасного не представляет, если правильно подобраны игроки и они понимают, что надо делать при таком построении. И сильные стороны соперника позволяют так рисковать на флангах. Но, как оказалось, к странной для себя тактике Крстаич сделал абсолютно необъяснимый кадровый выбор и просто не учел особенности игры соперника.

Справа в обороне вышел Мият Гачинович. Он провел отличный сезон в Айнтрахте, но на позиции центрального полузащитника. Проходилось играть и опорником, и даже вторым форвардом, но в последних 100 матчах на клубном уровне Гачинович не играл на правом фланге вообще. Тем более, не играл правого крайнего при трех центральных защитниках.

Единственный раз, когда Мият в карьере сыграл на этой позиции при подобных раскладах был матч Сербии против Молдовы на своем поле в сентябре 2017-го года. А тут Крстаич бросил Гачиновича одного на фланг против связки Миколенко – Коноплянка, где первый без устали поддерживает атаку в активной ее фазе, а второй наносит за отчетный матч 7 ударов (у всей сборной Сербии – 6)!

Фактически, наставник сборной Сербии подставил своего игрока, который сражался против двух серьезных оппонентов, пытался поддерживать атаку, но как можно что-то делать качественно на чужой половине поле, когда тебя в буквальном смысле разрывает на фланге атакующий дуэт соперника?

***

Сложилось такое впечатление, что Крстаич либо не знал специфику игры сборной Украины, либо демонстративно наплевал на всю теоретическую подготовку к матчу. Для украинской команды жизненно важно иметь пространство в атакующей фазе для крайних игроков. Именно они, а не футболисты центральной зоны являются главным оружием в завершающей стадии атаки.

В итоге Крстаич сделал королевский подарок обоим фланговым связкам – Караваев и Цыганков, равно как и Миколенко с Коноплянкой получили столько пространства и времени для принятия решений, что счет 0:5 выглядит как удачное стечение обстоятельств. Для команды гостей, естественно.

undefined



Обратите внимание на первый гол нашей команды. Малиновский сместился ближе к правому флангу, его вышел встречать Костич, зона на краю осталась открытой, там комфортно расположился Караваев. Следует пас на фланг, а Цыганков уже смещается в центр штрафной, где находит удобную позиции. Атакующие навыки Караваева и его игровой интеллект, умноженные на свободное пространство и время дают возможность для голевой передачи.

Сербы полностью отыграны, они не понимают, как играть при подобных ситуациях, а если и понимали, то физически не могли ничего сделать. Отсутствие подстраховки на флангах уничтожило их в обороне.

undefined



Похожая ситуация сложилась и в третьем голе Украины. Коноплянка был оставлен один в завершающей стадии атаки. Один не для свободного удара, а для того, чтобы принять мяч, обработать его, сделать ключевой шаг к штрафной и вот тогда уже ударить.

Тренеры сборной Сербии не могли не знать, что Коноплянка, как и Цыганков, теряются при плотной опеке, когда у них нет пространства и времени. На них надо оказывать постоянное давление, чтобы заставить ошибаться и как можно больше нагружать оборонительной работой (как Аякс нейтрализовал Цыганкова в Амстердаме). В итоге Крстаич сделал все наоборот!

***

Идем дальше. Выбор игры в 3 центральных защитника был сделан в пользу дополнительного форварда и создания связки Прийович – Йович. Но когда команда играет с двумя центральными форвардами, а под ними располагается чистый атакующий игрок (Тадич), то центр поля должен быть забетонирован намертво.

В итоге тренерский штаб сборной Сербии сделал второй подарок сопернику. В центральной зоне вышел 1 (один) специализированный под оборону опорный полузащитник – Никола Максимович. Он честно пытался выполнить свою работу качественно, постоянно вступал в борьбу (16 единоборств, больше всех в команде, 5 подборов, 5 попыток отбора мяча), но против мобильной и техничной связки Зинченко – Малиновский этого было крайне мало.

На бумаге, видимо, было нарисовано, что второй игрок в этой зоне Адем Льяич должен был осуществлять помощь Максимовичу в остановке атак соперника, а затем быть первым пасом в начале атакующих действий, если мяч оказывается в этой зоне во владении сербов.

Но Адем поединок провалил в обоих направлениях:

– ни одной ключевой передачи
– 5 единоборств за матч (меньше всех)
– ни одного отбора (удачного подката)
– ни одного удара и подачи в штрафную

Льяич буквально застыл в полупозиции, его легко отыгрывали Зинченко и Малиновский, а Максимович игрок не того уровня, чтобы закрыть эту зону самостоятельно.

***

Само построение сборной Сербии предусматривало максимальную нагрузку пары форвардов Прийович – Йович. Но в центре поля не хватало мобильности и поддержки со стороны Льяича, фланг Гачиновича был просто уничтожен, а Филип Костич отыграл, наверно, самый странный матч в своей жизни.

Левый вингбек сборной Сербии был одним из самых активных в атакующей фазе (3 ключевых передачи, 4 кросса, 3 попытки дриблинга в атаке), но просто махнул рукой на свои оборонительные обязанности. Он проиграл все единоборства на поле (да-да, вингбек проиграл 100% борьбы), регулярно оставлял свободную зону у себя за спиной (наверно, у Караваева давно не было такой легкой прогулки в своей зоне – 4 удачных обводки, 2 удара, 2 голевые передачи, 100% выигранных единоборств) и стал одним из антигероев своей сборной. Если таких вообще есть смысл выделять.

Отрезав фланги и перекрыв возможные активности Льяича, украинцы оставили сербской команде одну надежду на успех – это превращение Тадича в Месси и единоличное спасение команды. Душан был единственным игроком сборной Сербии с относительной свободой действий.

Но Душан воплощал бездумный план своего тренерского штаба – без устали вешал в штрафную (сделал больше подач, чем все игроки сборной Украины вместе взятые), возился с мячом в поисках свободных зон для партнеров, но как только на него оказывалось давление у Тадича возникали проблемы. Это превратилось с множество проигранных единоборств, 12 потерь мяча и крах надежд для команды в атаке.

УДИВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ. МОЖНО БЫЛО ПО-ДРУГОМУ


Даже с этим выбором тактики у сербов были бы шансы сыграть куда лучше, если бы Крстаич не начал изобретать велосипед и под странное тактическое построение выбрал бы людей по позициям.

Правого вингбека с куда большими шансами на успех в обороне мог сыграть представитель Дженоа Дарко Лазович. Хотя бы потому, что он игрок правого фланга обороны, а не центральный полузащитник, как Гачинович. Вдвойне удивительно то, что Дженоа ИГРАЕТ по схеме с тремя центральными защитниками и Лазовичем в виде правого или левого вингбека (по ситуации).

То есть, Крстаич оставил в запасе готового крайнего игрока, с большим опытом выступлений на этой позиции, а выпустил на поле человека, который в 100 последних своих матчах на фланге обороны в клубной команде сыграл аж ни разу.

***

Не менее удивителен выбор Льяича в основу при наличии более качественного опорника (с точки зрения игры на оборону) Любомира Фейсы. В Бенфике он выдал множество матчей в этом сезоне с большим количество эффективных оборонительных показателей. Фейса куда лучше Льяича в отборе, в подборах мяча в центральной зоне и давлении на соперника. Он играет проще, надежнее и эффективнее, что и надо было сербам в этом матче.

Про отсутствие лучшего игрока сербов в этой зоне Луки Миливойевича поговорим в отдельном материале. Пока лишь скажу, что Лука публично подверг сомнениям компетенцию Крстаича, как главного тренера, за что и был отлучен от национальной команды.

Давайте сравним итоговую эффективность работы трех центральных полузащитников обеих команд. Для Украины это Степаненко, Малиновский и Зинченко, для сербов – Максимович, Тадич и Льяйич.

Выигранная борьба
Украина – 24 из 39-ти (61%)
Сербия – 12 из 31 (38%)

Отборы мяча
Украина – 5 из 10-ти (50%)
Сербия – 3 из 9-ти (33%)

Потери мяча
Украина – 12
Сербия – 18

Подборы мяча
Украина – 11
Сербия – 10

Обводки
Украина – 6 из 9-ти (67%)
Сербия – 4 из 6-ти (67%)

Добавим сюда 2 голевые передачи Малиновского, удары 5-0, 2 обостряющие точные передачи от Зинченко и получим серьезный перевес в ключевой игровой зоне.

УДИВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ

И последнее из удивлений. У Крстаича была возможность перестроить игру в перерыве. Счет 0:2 это сложная ситуация, но не безнадежная.

Упрямый тренер сербов продолжал гнуть свою линию, несмотря на то, чтобы было очевидно – его план не работает. Провалы по флангу, невозможность организовать четкую структуру игры в центре поля, постоянная угроза пропустить от Коноплянки еще до перерыва – все это было видно невооруженным глазом.

Крстаич продолжил не видеть (или упрямствовать), за что был закономерно наказан еще тремя пропущенными мячами. Он выпустил и Фейсу, и Лазовича, поменял схему на 4-4-2, но произошло это уже при счете 0:4, а значит, что никаких шансов на успех сборной просто не было.

Удивительные по своей нелогичности решения тренерского штаба сборной Сербии были прекрасно использованы украинской командой. Подопечные Шевченко оказались готовыми к тому, что обнаружив слабости в построениях соперника, их можно использовать на все 100%.

Но при этом позиция тренеров Сербии до сих пор остается загадкой. Они лично и без малейших на то причин подыграли сильным сторонам Украины и не останавливались, пока не получили 4-й пропущенный мяч.


8 червня 2019 13:57







Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

Андрій Шевченко: успіх збірної на Євро-2020, емоції після Швеції та Англії

 

24 серпня 2022 14:35

Лучшие голы ЕВРО-2020

 

29 липня 2021 13:32

Голосуй за лучший гол ЕВРО-2020. Ярмоленко среди номинантов

 

13 липня 2021 22:55