Сьогодні 29 березня 2024 р.

«Моя цель – быть счастливым». Неизвестный Нагельсманн

Олег МОРОЗОВ, «Футбольный клуб»

Скейтборд и контрпрессинг, интерес «Реала» и красота Альп. Откровенное интервью Юлиана Нагельсманна для Dailymail заставит вас взглянуть на 34-летнего тренера «Баварии» другими глазами.

Он принял «Хоффенхайм» в 28 и стал самым молодым наставником в истории Бундеслиги. «Безумная идея», «рекламный ход», «авантюра» – так характеризовали это назначение немецкие газеты.

Впрочем, скептики умолкли довольно скоро.

Всего через два года, в 2018-м, лондонский «Арсенал» всерьез рассматривал вариант с приглашением Нагельсманна, но в конце концов предпочел ему Уная Эмери. Кто знает, возможно «канониры» упустили возможность заполучить нового Арсена Венгера?

Примерно в те же сроки на Юлиана вышел «Реал», собираясь заменить им подавшего в отставку Зинедина Зидана. 30-летний специалист отказался по прозаичной причине: он не знал испанского, а до старта предсезонной подготовки оставалось несколько недель. «Мой переезд в Мадрид не принесет пользы ни мне, ни клубу», – заключил немец.
 
Наконец в нынешнем году Нагельсманн вполне мог оказаться в «Тоттенхэме», весной распрощавшимся с Жозе Моуринью. Однако «шпоры» спохватились поздно: «Бавария» к тому моменту уже определила тренера «Лейпцига» как будущего преемника Ханси Флика.

undefined

  
Интересно, какие звездные игроки могли стать ориентиром для Юлиана? Под чьим влиянием могла сформироваться его футбольная философия? Если Пеп Гвардиола как губка впитывал науку Йохана Кройффа, то кто вдохновлял 19-летнего немецкого парня, пытавшегося заявить о себе во второй команде «Мюнхена 1860»?

«Джон Терри, – отвечает Нагельсманн. – Со стороны это могло показаться странным, но на тренировках я всегда называл своего товарища Кристиана Траша Патриком, а он меня – Джоном. Патриком – в честь Патрика Виейра, который также играл под шестым номером. Джоном – в честь Терри, потому что он, как и я, выступал на позиции центрбека».

«В те времена Терри, пожалуй, был лучшим на своей позиции. Помню, был сезон, когда он, казалось, вообще никому не уступал в единоборствах. Он был храбр при игре головой, что приводило меня в полный восторг. Я, признаться, тоже был хорош на втором этаже и, возможно, этим действительно походил на Джона».

undefined

  
Единственная встреча Юлиана с его кумиром состоялась летом 2019-го. Нагельсманн тогда тренировал «Лейпциг», который через год вывел в полуфинал Лиги чемпионов. Терри же работал ассистентом главного тренера в «Астон Вилле». Немецкая и английская команды встретились в предсезонном спарринге, и молодой специалист не мог упустить случая, чтобы не подойти к легенде «Челси» и не сказать ему, как он им восхищается.

«Я выдал трехминутную тираду, рассказал об увлечении его игрой, о том, что в юности меня также называли Джоном. Я говорил, говорил, и Терри все это время как-то странно смотрел на меня – вряд ли он когда-нибудь слышал что-то подобное от главного тренера команды соперников».

Было бы, наверное, вовсе неудобно, если бы Нагельсманн попросил англичанина сделать селфи.

«Я все-таки был главным в «Лейпциге». Селфи – это был бы перебор! Но Терри действительно был моим кумиром и образцом для подражания. Прежде всего, потому что он не только умел, но и любил обороняться. Это, считаю, очень важно».

«Я всегда говорю своим защитникам: «Помните, на какой позиции вы играете. В первую очередь вы должны справляться со своими прямыми обязанностями.
Да, если представится возможность, вы можете поддержать атаку и даже создать момент у чужих ворот, но прежде всего вы должны обеспечить безопасность собственных тылов». Джон Терри обожал защищаться, и мысли о том, как отдать передачу на свободное место или в «красную» зону, не отвлекали его от любимого дела».

В сентябре ролик, в котором Нагельсманна прибывает на тренировку «Баварии» на скейтборде, стал вирусным. Самого Юлиана поднятый ажиотаж просто забавляет.

«Да, я люблю кататься на скейтборде. Это круто и не загрязняет окружающую среду, подобно автомобилям. С еще большим удовольствием я катаюсь на сноуборде в Альпах, но пока тепло – все-таки выбираю скейт (смеется)».



«Я понимал, какой может быть реакция прессы, но не заморачивался этим. Самое главное – оставаться собой. Я не собираюсь меняться и подстраиваться под остальных только потому, что теперь возглавляю «Баварию».

«Я хочу быть в обычной жизни тем же Юлианом, что и на работе. Посему, когда утром я встаю с постели и решаю поехать на скейтборде, меня меньше всего заботит, что напишет обо всем этом Bild».

«Я думаю о том, что светит солнце, и что я наверняка получу удовольствие, прокатившись на доске. Если мне захочется сесть на велосипед, я сделаю это. А газеты пусть пишут, что хотят – мне нет до этого никакого дела».

Оставаться верным самому себе – это принцип превратившийся в мантру, которого Нагельсманн придерживался всегда. И его форс-мажорное назначение главным тренером «Хоффенхайма» в 28 лет ничего не изменило.
 
Всего несколькими годами ранее он подобно подростку любил тусоваться в культовом Мюнхенском Кунстпарке, обожал распевать песни группы Westlife на заднем сиденье машины, на которой он вместе с товарищами ездил на тренировки «Мюнхена 1860». Выступая за резервную команду этого клуба, он серьезно травмировал спину и колено, распрощавшись с мечтой стать профессиональным футболистом.

undefined

  
Его попытка реанимировать карьеру в «Аугсбурге» закончилась ничем, зато в этом клубе, заняв должность скаута для юношеского состава, он недолго поработал с Томасом Тухелем.

Подобно Тухелю, Нагельсманн вскоре стал тренировать молодежь, получив соответствующее предложение от «Хоффенхайма». Сначала готовил самых младших, но постепенно «дорос» до 19-летних и получил прозвище «Малыш Моуринью».

В конце концов, руководство клуба, принадлежащего магнату в сфере программного обеспечения SAP Диттмару Хоппу, объявило, что перед сезоном-2016/17 Нагельсманн возглавит первую команду «сине-белых».

Но переходить на новый уровень пришлось раньше – все потому что Хуб Стевенс был отправлен в отставку в феврале 2016-го. Юлиана по сути бросили на амбразуру, ведь на тот момент «Хоффенхайм» шел вторым с конца, а от спасительного 16-го места его отделяли семь очков. Казалось, шансы на спасение равны нулю. Впрочем, именно эта критическая ситуация и положила начало сказке.

undefined

  
Вот только что мог сказать 28-летний специалист в своем первом обращении к команде, в которой хватало опытных профессионалов, разменявших четвертый десяток? Как не выглядеть пафосным и при этом сохранить лицо и авторитет?

«Испуг? Нет, это – неправильное слово. Я просто сильно нервничал, – вспоминает Юлиан. – У меня был всего один день, чтобы набросать основные тезисы своей речи. Я хотел поговорить о том, что мы можем изменить, хотел вкратце объяснить, как мы будем играть. Моя первая тренировка состоялась во вторник, а в субботу нас уже ждал лобовой матч в Бремене.

Помню, мое обращение к игрокам в итоге превратилось в тактическое занятие. Что-то в этом роде. С «Вердером» мы начали хорошо, и хотя соперник в итоге сравнял счет, заработанное на выезде очко дорогого стоило – начало было положено. При знакомстве с командой очень важно сразу добыть положительный результат. Он вселяет в игроков уверенность, в том числе уверенность в их новом наставнике.

Моя жизнь менялась, но сам я меняться не собирался. Я оставался тем же человеком, что и раньше, когда был далек от столь ответственной должности».

undefined

  
«Я говорил с футболистами о простых, но важных вещах. «Если вы будете играть как единое целое, как команда, вы будете развиваться в правильном направлении, – повторял я. – Ваш КПД будет высоким, мы будем побеждать и останемся в Бундеслиге, вы сможете зарабатывать больше и, вполне возможно, пойдете на повышение».

«Я пытался убедить их, что я – тот же тренер, что работал с молодежной командой. Я готов был шутить и участвовать в их играх с мячом перед тренировками».

Юрген Клопп и Ральф Рангник, который был спортивным директором «Лейпцига», когда туда пришел Нагельсманн, сыграли важную роль в развитии немецкого футбола. Они изменили его, сделали более энергичным, агрессивным и рискованным. Именно таким выглядит нынешний «Ливерпуль».

По сути, в немецком коучинге произошла революция. Направление, известное как «штутгартская школа» (из-за корней Клоппа и Рангника – Прим.авт.), теперь доминирует в английской Премьер-лиге и в мире. Обратите внимание: команды, выигравшие три последних Лиги чемпионов, выступали под началом немецких специалистов – Клоппа, Флика и Тухеля.

undefined

  
«Я не знаю, почему немецкие менеджеры так успешны во всем мире, – рассуждает Нагельсманн. – Возможно, дело в хорошем профильном образовании, которое они получают здесь. Мы с коллегами проводили очень много времени за обсуждением профессиональных моментов, когда на протяжении 10 месяцев обучались в Хеннефе
 (именно там, недалеко от Бонна, базируется немецкая академия коучинга – Прим.авт.)».

От Клоппа он перенял умение сначала рисковать, а уж потом беспокоиться о последствиях. Это по сей день помогает Нагельсманну безбоязненно привносить в игру собственное видение.

«Большинство тренеров хотят, чтобы их игроки при владении мячом располагались на большом расстоянии друг от друга. А вот мне нужна короткая дистанция – так можно быстро перестраиваться. При маленьких расстояниях эффективность использования контрпрессинга возрастает в разы, а это компонент – ключевой».

1233850912

  
«Я всегда старался думать только о победах и не думать о возможных ошибках. В «Хоффенхайме» такой подход стал ключом к успеху. До того, как я принял команду, она выиграла в чемпионате только два матча из двадцати. Перспектива вылететь совершенно не вдохновляла – мы хотели и в следующем сезоне продолжить играть в элите. А потому просто обязаны были перестать бояться ошибок».

«Того же принципа я придерживаюсь и сегодня. Понимаю, что мы можем обрезаться, но мне нужно, чтобы в моей команде были смелые игроки. Они должны идти на обострение, пытаться сохранить мяч и довести дело до удара. Ясно, что сбоев при этом не избежать, и ошибки все равно будут, как бы мы ни старались. Это – нормально. Если мы будем придерживаться правильной структуры игры, противник вряд ли сможет воспользоваться нашими промахами».

«Если мы видим пространство, то пытаемся ускорить игру, проводим стремительные выпады. Если же происходит потеря мяча, нужно вести себя очень и очень агрессивно в контрпрессинге. Для этого и нужны маленькие расстояния между игроками».

«Умение контролировать мяч подразумевает и умение эффективно проводить контратаки. Если они у вас захлебываются, не приводят к опасным моментам, игра может превратиться в очень утомительное действо».

undefined

  
Рассуждая о тактике, Юлиан может показаться очень серьезным молодым человеком. И все же в нем еще живет тусовщик из ночных клубов Кунстпарка, распевавший песни Westlife. И вот уже он заливается смехом.

Сегодня любимым убежищем Юлиана являются горы, в которых он вырос, – тех, к которым примыкает городок Ландсберг-ам-Лех, расположенный на юго-западе Баварии.

«Я родился в Альпах, и я их очень люблю. Мне нравится проводить здесь время с семьей, играть дома в различные игры, посещать рестораны. Заниматься тем, что делает меня счастливым, – это и есть главная цель моей жизни. Желание быть счастливым также подталкивает меня посвящать время спорту, встречаться с друзьями, шутить и веселиться, делать что-то хорошее, а порой и безумное. В этом весь я».

Нынешним летом Наггельсманн заключил с «Баварией» 5-летний контракт, поэтому в АПЛ мы увидим его не скоро.

undefined

  
Он только начинает воплощать свои идеи в трофеи. Все, что пока выиграл Юлиан, – это Суперкубок Германии. Если, конечно, не считать титул чемпиона страны с командой «Хоффенхайма» (U19).

И все же трудно поверить, что столь ярко выраженный тренерский талант рано или поздно не засияет в английской Премьер-лиге.
 
«Я вовсе не рвусь из Германии, потому что я кайфую от Бундеслиги и счастлив работать в сильнейшем клубе страны. Разве что лет через 10, может быть, я был бы не против принять какую-нибудь большую команду из Испании, Италии или Франции. Не важно, откуда, – лишь бы моей семье было бы комфортно там. Конечно, хотелось бы выучить новый язык, окунуться в новую культуру – в том числе и футбольную».

Что ж, а Нагельсманну еще предстоит выиграть Бундеслигу и замахнуться на Лигу чемпионов. А уж тогда можно будет подумать о расширении географии. И, возможно, об АПЛ.

Оригинал материала

12 грудня 2021 10:40







Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

Німеччина, 26-й тур. Боруссія Д – Айнтрахт. Огляд матчу

 

17 березня 2024 20:34

Німеччина, 26-й тур. Фрайбург – Байєр. Огляд матчу

 

17 березня 2024 18:52

Німеччина, 26-й тур. Кельн – Лейпциг. Огляд матчу

 

16 березня 2024 00:02