Сьогодні 28 березня 2024 р.

Аньелли вернул «Ювентусу» величие – и не только в результатах

Юрий ШЕВЧЕНКО

1923-й год. Антонио Бруна трудился на заводе Fiat и играл правого защитника в «Ювентусе». Футбол для него был подработкой, но нравился Бруне больше, чем смены в цехе.

Совмещать получалось с трудом – на заводе плотный график, толком не потренируешься. Начальник цеха навстречу не шел, и директор «Юве» Сандро Дзамбелли ради важного игрока поехал домой к владельцу фабрики Джованни Аньелли. Выслушав аргументы Дзамбелли, Аньелли решил, что Бруна нужнее «Ювентусу» как футболист, чем заводу Fiat как работник. И подписал официальное разрешение: ради игр и тренировок Антонио мог уходить со смен пораньше.

После этого в голову Бруне пришла еще более блестящая идея – предложить семье Аньелли руководить клубом. Дзамбелли снова поехал к Джованни и снова был убедителен. 24-го июля 1923-го 30-летний Эдоардо Аньелли, сын босса Fiat, произнес первую речь в роли президента «бьянконери»: «Я благодарен за этот выбор, надеюсь не разочаровать болельщиков и работников клуба и обещаю – для меня это будет не просто почетная должность».

undefined

Испытание машин на крыше завода Fiat, 1929 год

Спустя 95 лет «Ювентусом» по-прежнему руководит человек, носящий фамилию Аньелли ­– внук Эдоардо Андреа.

***

Среди почти двух сотен потомков семьи Аньелли Андреа до недавнего времени был единственным, кто носил эту фамилию. В 2005-м он женился на англичанке Эмме Уинтер, с которой работал в Philipp Morris. У пары уже была трехмесячная дочь Байя, а спустя шесть лет родился сын – Джакомо Дай.

undefined


Дядя Андреа Джанни называл «Ювентус» главной любовью своей жизни. «Эта команда дарит мне самые большие эмоции. Я не могу сдерживать их, когда «Юве» выходит на поле. Я нервничаю, когда вижу в газете большую букву J. Я даже на «Удинезе» реагирую неадекватно – они ведь играют в бело-черных цветах». «Старой cиньоре» Джанни был вернее, чем своей жене Марелле Караччоло. Они прожили в браке 50 лет, но, по словам друзей, все это время Марелла боролась с любвеобильностью мужа. У Адвоката было множество связей на стороне. Говорят, сын Джеки Кеннеди Джон неслучайно был не очень похож на своего отца.

Андреа был примерным семьянином десять лет.

Аньелли и Франческо Кальво были знакомы с самого детства. Они вместе учились в школе, потом разъехались, поступив в разные университеты, и встретились уже взрослыми – когда Андреа пришел в Philip Morris и обнаружил, что старый друг работает там уже год. Возглавив «Ювентус» в 2010-м, Аньелли сформировал свою команду, и в нее вошел Франческо, ставший директором по маркетингу.

В сентябре 2015-го Кальво подал в отставку и перебрался в «Барселону». Причиной увольнения Кальво стал роман его жены – турецкой экс-модели Дениз Акалин с Андреа. Говорят, Джон Элканн (двоюродный брат Аньелли, президент холдинга Exor и акционер «Ювентуса») был очень недоволен и заявил, что Аньелли должен заплатить 1,2 миллиона, которые клуб потерял из-за ухода Франческо. Андреа убедил кузена, что Кальво ушел по собственному желанию.

Вскоре жена Аньелли Эмма с детьми улетела в Лондон, а Андреа переехал в новый дом. Через месяц он и Акалин впервые появились вместе на публике. В апреле 2016-го Аньелли официально развелся с Уинтер.

undefined


Весной 2017-го Дениз родила Аньелли дочь Ливию Селин. Cейчас она снова беременна.

***

Дениз была на борту самолета, который в середине июля вылетел в Грецию – Аньелли решил лично встретиться с Криштиану Роналду. Хотя переговоры – обязанность гендира Беппе Маротты.

Официальная зарплата Андреа в «Ювентусе» – 493 тысячи евро в год. Беппе получает полтора миллиона, с бонусами – около трех. Это самый большой контракт среди менеджеров серии А, и Маротта отрабатывает его, уже который год подряд проводя исключительную работу на трансферном рынке. Тем не менее важные переговоры Аньелли ведет лично. Детали его беседы с Криштиану неизвестны – возможно, это был просто красивый пиар-ход, когда президент полетел поговорить с португальцем по поводу перехода, а на самом деле все было решено заранее. Зато точно известно, что именно Аньелли договорился с Конте. Об этом Антонио рассказал в автобиографии «Голова, сердце и ноги».

Конте тренировал «Сиену», «Ювентус» не собирался менять тренера, но общие знакомые подкинули Андреа мысль поговорить с Антонио.

undefined


Встреча состоялась дома у Андреа. Дверь ему открыл лично Аньелли. На президенте были джинсы и белая футболка – никакого официоза, пиджака и галстука. Он представил Конте жене и маленькой дочери, которая обращалась к родителям на настолько идеальном английском, что Антонио даже стало завидно. Беседа проходила в зале, один на один. Конте сразу понял – Аньелли не видит в нем тренера «Ювентуса». Президент начал предлагать футболистов, которых его клуб мог отдать в аренду «Сиене».

Антонио отыграл за «Юве» 13 лет, был капитаном и посчитал, что может быть прямолинейным: «Президент, не обижайтесь, но «Ювентус» играет как провинциальная команда. Соперники должны бояться «Юве» еще до выхода на поле. Я помню, как первый раз играл за «Лечче» против «Юве» в Турине. Я был очень молод… У меня дрожали ноги! Большая команда должна этим пользоваться, давить на соперника. А «Ювентус» постоянно ждет, это провинциальный менталитет. Так не должно быть, нужно доминировать, владеть мячом, дать понять, что у противника нет шанса – ни дома, ни в гостях!».

Конте попал в точку и заинтересовал собеседника. «Я постоянно повторяю всем, что нужно помнить, форму какой команды они носят. Они олицетворяют историю клуба, всех фантастических футболистов, которые тут играли раньше», – сказал Аньелли и попросил называть его на ты, просто Андреа. И задал вопрос, которого ждал Конте: «А что бы ты сделал, если бы стал новым тренером «Ювентуса»?

undefined


Монолог Антонио затянулся на пару часов. Его прервала жена Аньелли, которая попросила Андреа отойти. Президент вернулся, провел Конте к выходу и сказал на прощание: «Я рад, что поговорил с тобой. Впервые я услышал что-то небанальное, увидел другой подход. Следующий шаг – тебе нужно пообщаться с Мароттой. Хорошая беседа».

Через месяц Конте представили в роли главного тренера «Юве». Аньелли отвел его в сторону: «Помнишь наш первый разговор у меня дома? Когда я отошел на пару минут с моей женой? Она спросила меня, кто этот синьор, с которым я говорю уже три часа. А я ответил, что у нас в гостях новый тренер «Ювентуса».

***

В его скромном офисе в сердце Турина на полках расставлены фотографии. На одной из них – маленький мальчик в шортах около тренировочного поля, на котором играет «Ювентус». «Андреа часто приезжал в Виллар, на тренировки. Очень славный и умный мальчик, не по годам серьезный, – рассказывает Сальваторе Джильо, работавший в «Юве» фотографом. – Ему было очень интересно следить за жизнью команды. Андреа влюбился в «Ювентус» и футбол в раннем детстве, когда ему было лет шесть-семь».

Рядом с фото на полке – детский рисунок. Футболист в бело-черной форме забивает пенальти. Подпись: «Ювентус, ты – королева». Девятилетний Андреа нарисовал, как Мишель Платини принес команде Кубок европейских чемпионов, в финале против «Ливерпуля» в 1985-м. Тогда же случилась трагедия на «Эйзеле»: она забрала жизни 39 болельщиков «Юве», и Аньелли извиняется – он не понимал, что случилось. Ему запомнилась победа.

undefined


Своим любимым «Ювентусом» он называет команду, ставшую сильнейшей в Европе в 1996-м. Вспоминает фразу капитана Джанлуки Виалли: «Я помню, как в туннеле, по пути из раздевалок, смотрел на соперников. В их глазах читалось: «Для чего нам вообще выходить на поле? Мы ведь уже проиграли».

Однако отношения с «Юве» встали на паузу, когда пришло время получать образование. «Ювентус» – страсть одной из самых богатых семей Италии, но не главный источник дохода. Аньелли учился в Оксфорде (St. Clare’s International College) и Милане (Università Commerciale Luigi Bocconi), работал в компаниях по всей Европе: Iveco-Ford (Лондон), Piaggio (Милан), Auchan Hypermarche (Лилль), Ferrari Idea (Лугано), Uni Invest SA (Париж), Philipp Morris International (Лозанна). В 2004-м Андреа вошел в состав директоров Fiat, после смерти отца в 2006-м – на аналогичной должности в Exor N.V., холдинговой компании с ежегодной прибылью более 100 миллиардов евро, которая контролирует «Ювентус», Fiat и Ferrari.

Тем не менее в семейном бизнесе Аньелли долгое время был на вторых ролях, как и его отец Умберто. Тот держался в тени старшего брата Джанни, Адвоката, одного из самых известных людей Италии, миллиардера и плейбоя. Своими главными наследниками Адвокат видел детей дочери Маргериты – Джона и Лапо Элканнов, и объявил об этом, когда им исполнилось 20. Андреа, однако, было не до обид – в 1997-м от рака умер его старший брат Джованни Альберто, он очень тяжело переживал потерю. «Мне было 22. Помню, я вошел в комнату отца, он посмотрел на меня и сказал – теперь на тебе большая ответственность». Аньелли остался единственным наследником Умберто.

undefined

Генри Киссинджер и Джанни Аньелли (справа)

Андреа учился и прилежно работал, но не думал о карьере, рассказывают друзья будущего президента «Юве». Ему хотелось быть свободным – играть в гольф, когда заблагорассудится, путешествовать, проводить вечера с приятелями за пивом, ходить на дискотеки и соблазнять девушек. По стопам харизматичного деда Джанни, который плотно сидел на кокаине и под его воздействием попал в автокатастрофу, сломав ногу в семи местах, впрочем, пошел не Андреа, а Лапо Элканн, лечившийся от наркозависимости. Аньелли не окунулся в праздную жизнь с головой и в нужный момент взял на себя ответственность. «Ювентусу» после Кальчополи нужен был руководитель, чье имя ассоциировалось бы с великой историей и чьи амбиции шли намного дальше места в Лиге чемпионов. С Андреа клуб попал в точку – болельщики одобрили выбор из-за легендарной фамилии, а новый президент воспользовался опытом работы на менеджерских позициях в нефутбольных структурах, чтобы поднять с колен любимую команду.

Когда владелец «Фиорентины» Диего Делла Валле пренебрежительно назвал наследника Аньелли мальчиком с дискотеки, Андреа парировал: «Я мало тусуюсь. Последний раз не спал всю ночь, когда мы праздновали скудетто. Было очень весело. Желаю Диего тоже что-нибудь отпраздновать».

 ***

«Мы ­­– хозяева собственной судьбы, – говорил Аньелли в интервью Corriere della Sera в декабре 2011-го. Он стал президентом в мае 2010-го, следующий сезон «Юве» закончил седьмым, летом 2011-го тренером назначили Антонио Конте, и первый круг команда закончила без поражений. «Это происходит незаметно, но мы полностью меняем клуб, обновляем его. Нужно посеять семена, много работать и быть уверенным, что соберешь плоды».

undefined


Весной 2012-го «бьянконери» отпраздновали первый чемпионский титул после возвращения из серии В в 2007-м. А вслед за ним – еще шесть подряд. К 42 годам, после восьми лет правления, у Андреа семь скудетто – больше, чем у его отца Умберто (три), дяди Джанни (два), деда Эдоардо (шесть). Самый титулованный президент в истории «Ювентуса» ­– Джампьеро Бониперти – уже недалеко. При нем туринцы брали чемпионство девять раз. Слетав на личном самолете в Грецию на переговоры с Криштиану Роналду, Аньелли намекнул, что надеется как минимум догнать Бониперти.

«Разве итальянский футбол интересно смотреть? – спрашивал Андреа, возглавив «Ювентус». – Половина стадионов пустые, насилие и жестокость процветают. Это не лучший продукт». Спустя восемь лет он привез в Италию пятикратного обладателя «Золотого мяча», а годовой доход «Юве», дважды сыгравшего в финале Лиги чемпионов, вырос на 200% (c 172 млн евро до 504). В 2010-м, по подсчетам Forbes, клуб оценивался в 598 миллионов. В 2018-м – в 1,342 миллиарда. «Ювентус» процветает, а итальянский футбол интересен – Аньелли пусть и не в одиночку, но изменил правила игры.

«Я с детства был готов к тому, что рано или поздно могу стать главным в «Ювентусе». Это естественное эволюция меня как человека и профессионала. Я был успешным менеджером до возвращения в Турин. Но работать с «Юве» ­– это не просто управлять мультимиллионной корпорацией. Мы осуществляем мечты людей. Но, очевидно, что один человек – я – не делает разницы. Я могу вложить в свою работу страсть, и в случае с «Ювентусом» это очень важно. Но моя главная задача – подобрать правильных людей».

Когда его спрашивают о правильных людях, Аньелли, в первую очередь, называет Беппе Маротту. Бывший директор «Сампдории» пришел в клуб практически одновременно с Андреа и восполнил нехватку опыта у президента. «Маротта в футболе уже 40 лет – у него невероятные связи, и заполучить его было огромным успехом», ­– считает Аньелли. Авторитет Маротты настолько большой, что его видят главным кандидатом на пост Федерации футбола Италии, которого выберут 22-го октября.

undefined


Андреа доверяет опыту профессионалов, которых он нанял, но в развитии «Ювентуса» определяющим остается его видение. Аньелли не отказался от истории клуба, но идет в ногу со временем, делая «старую синьору» клубом XXI века. «Мы понимаем важность социальных сетей. Один клик – и твоя новость разлетается по всему миру, о ней узнают миллионы людей. Это невероятно удобный способ доносить информацию и создавать комьюнити вокруг своего клуба», – говорит президент.

Он был одним из главных инициаторов смены лого «Юве». Представляя новый логотип, он цитировал бывшего CEO General Electric Джека Уэлча: «Нужно меняться до того, как вас вынудили это сделать».

Аньелли говорит, что его семья и клуб всегда были на шаг впереди того, что происходило в Италии. «Ювентус», по его словам, должен быть более мейнстримовым, более попсовым. Ориентиры – премьер-лига, Ла Лига, бундеслига, но Андреа в восторге от НБА и НХЛ. Его мечта – фан-база, которая не ограничивается фанатами в привычном понимании этого слова. «Мы хотим, чтобы «Ювентус» интересовал миллениалов, женщин и детей. Хотим понять, что думают о нас девочка в Шанхае и тинейджер в Мехико». Вскоре после этого в Китае был организован официальный фан-клуб, в руководстве которого – итальянцы, живущие в Шанхае. По количеству фолловеров в китайской соцсети Sino Weibo «Ювентус» занимает десятое место, но имеет постоянный прирост за счет клиентоориентированности – у клубного сайта есть китайская версия, также создано приложение исключительно для китайского рынка.

undefined


 ***

Семь скудетто подряд, два финала Лиги чемпионов за три года – чисто спортивный прогресс «Ювентуса» в эру Аньелли заметен любому. С финансовой ситуацией сложнее: о ней не пишут в газетах каждый день. Но тут все не менее впечатляюще: Андреа применяет на практике навыки топ-менеджера

В середине сентября клуб объявил, что финансовый год 2017/18 завершен с убытком в 19 миллионов евро. Впервые за время правления Аньелли доход клуба упал по сравнению с предыдущим сезоном. «Ювентус» заработал 504 миллиона – на 62 меньше, чем за кампанию-2016/17. Тем не менее это почти в три раза больше, чем показатели первого сезона президентства Аньелли (172 миллиона).

Основная причина снижения дохода – вылет в четвертьфинале Лиги чемпионов. В минусе «Юве» оказался впервые за четыре года, и следующий сезон, по предварительным подсчетам, тоже будет убыточным: скажется трансфер Роналду. С другой стороны, покупка Криштиану должна помочь заработать, ведь очевидно, что первоочередной целью этого трансфера является успех в ЛЧ. Аньелли неслучайно пошел на рекордный трансфер в истории клуба ­­– это еще и вопрос принципов. В 2013-м, когда самым дорогим приобретением «Ювентуса» во время летней трансферной кампании был Анджело Огбонна (15 млн евро), президент говорил, что через пять лет клуб позволит себе топовые трансферы. Последние четыре года «старая синьора» тратит в межсезонье как минимум 150 миллионов и подчеркивает взрывные темпы своего развития покупкой обладателя пяти «Золотых мячей».

undefined


Аньелли делает «Ювентус» лучше по всем направлениям. В сезоне-2017/18 была создана женская команда, и первый же сезон она завершила победой в чемпионате. Организован и молодежный сектор, в котором занимаются более сотни девушек и девочек. С сезона-2018/19 «старая синьора» также представлена в серии С. «Ювентус» стал единственным клубом из высшей лиги, который воспользовался нововведением в регламенте и заявил команду-U23.

В июле 2017-го «Ювентус» переехал в новый офис на территории J Village – ультрасовременного комплекса, земля под постройку которого была арендована на 99 лет еще в 2013-м. В 2018-м здесь открылся тренировочный центр, куда с базы в Виново перебралась первая команда, еще есть медиа-центр, отель и международная детская школа. Проект завершен, и Аньелли готов взяться за новый – стадион, на котором будут играть женская команда и U23.



«То, что мы уже сделали, – фундамент для будущего успеха, – говорит Андреа. – Мой «Ювентус» только начинается. Мы на стартовой отметке». В более глобальных планах Андреа – изменение картины европейского футбола. В сентябре 2017-го он стал главой Европейской ассоциации клубов, а в мае заговорил о кардинальных реформах.

«Все хотят, чтобы международных матчей стало больше», – заявил Аньелли. Его проект – Лига чемпионов с четырьмя группами по восемь команд. Таким образом, каждая команда играет минимум 14 матчей еврокубков, а не шесть. «Футбол эволюционирует,и это был бы качественный шаг в его развитии», – считает Андреа.

***

undefined


«Как-то я спросил у Адвоката, может ли он представить «Юве» без Аньелли», – рассказывает Антонио Конте. ­ «Надеюсь, этого никогда не произойдет», – прозвучал ответ.

«Мы 90 лет в «Ювентусе». Мы – единственная семья, которая так долго владеет спортивной франшизой, – говорит Андреа. – Мой рабочий день длится с 8 до 20, и 10 часов в нем посвящены клубу. Говорят, что я вернул «Юве» стиль? Я не знаю, что такое стиль «Ювентуса». Об этом постоянно рассуждают люди со стороны, но не те, кто работает в клубе. Наверное, стиль «Ювентуса» ­– побеждать. Победа для меня – не только то, что происходит на поле, что видят болельщики. Настоящий успех – это трофеи и финансовая стабильность».

27 вересня 2018 11:10







Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

Італія, 29-й тур. Інтер – Наполі. Огляд матчу

 

18 березня 2024 00:46

Італія, 29-й тур. Верона – Мілан. Огляд матчу

 

17 березня 2024 19:05

Італія, 29-й тур. Ювентус – Дженоа. Огляд матчу

 

17 березня 2024 16:31