Сьогодні 20 квітня 2024 р.

Четверть Ибрагимовича

Евгений ПОТЫКУН

В конце прошлого года конституционный совет Франции утвердил введение 75-процентного налога на сверхдоходы, не делая никаких исключений для спортивных клубов. Что это значит для французского футбола?

С чего все началось? Все было очень просто. В 2012 году во Франции были президентские выборы. На них победил социалист Франсуа Олланд, а одним из главных его обещаний было введение так называемого 75% налога на роскошь. Поскольку Франция – страна адекватная, то предвыборные обещания там принято исполнять, иначе в следующий раз за тебя никто не проголосует.
 
Президент свое слово держал и попытался сразу ввести 75-процентрую ставку налога на все ячейки общества, чей годовой доход превышает один миллион евро. Конституционный совет Франции такую формулировку не пропустил, потому правительство Олланда слегка изменило структуру документа и с этого года тот самый нашумевший закон вступает в силу. Конечно, с зарплатами в современном футболе под налог попали клубы Лиги 1, а теперь давайте посмотрим, что им грозит и насколько это действительно страшно.
 
Сразу после того, как конституционный совет Франции одобрил новый налог, авторитетное издание L’Equipe примерно посчитало, что всем профессиональным клубам страны он обойдется в 44 миллиона евро в год. Возникает закономерный вопрос. Но как, ведь налог такой большой? Вот тут начинается самое интересное.
 
Для начала нужно осознать, что во Франции подоходный налог – это дело, которое возлагается на человека, получающего зарплату (прибыль). В Украине такими вещами занимается работодатель, потому мы на руки уже получаем «чистую» зарплату и мы этот налог не видим, а потому и особо не ощущаем, если не являемся руководителями. Во Франции другая система, там любому человеку, живущему минимум 183 дня в году на территории страны необходимо лично из своей зарплаты по итогам года заплатить определенный налог правительству. Во все тонкости процесса вникать не будем, ведь не это наша тема.
 
Самое главное, что этот налог не является фиксированным. Он пропорционален и утверждается каждый год. То есть, чем большую прибыль получает социальная ячейка (семья), тем больший процент от прибыли она выплачивает государству. Футболисты – очень высокооплачиваемые люди и их процентная ставка по доходу на прибыль является максимальной, в 2013 году она составила 45%.
 
Простой пример того, что это значит. По контракту футболист получает от клуба 10 миллионов евро за год, но по факту 45%, а именно 4,5 миллиона евро, от этой суммы он обязан уплатить в казну французской республики. Часто в пресса сообщает зарплату игрока уже после всех вычетов, но это совершенно не означает, что футболист не оплатил свои 45% налогов, а порой за него эту функцию выполняет клуб. И все же от 45% до 75% очень большая пропасть, потому нужно внести еще большую ясность.
 
Дело все в том, что правительство Франции возложило этот 75-процентный налог не на социальную ячейку (в нашем случае футболиста), а на предприятия, чьи сотрудники за год получают более миллиона евро прибыли. Фактическая ставка налога на прибыль таких подчиненных составляет 50%. Поднялась она всего на пять процентов, потому и суммарные расходы спортивных клубов возрастут только на 44 миллиона евро, а не на какие-то астрономические суммы.
 
А почему же тогда все говорят про налог в 75 процентов? Помимо налога на прибыль футболиста предприятие еще платит обычные социальные налоги на здравоохранение, социальное страхование, пенсионный налог и т.д. в сумме как раз выходит знаменитое число в 75 процентов.
 
Что получается в итоге? Формально Олланд выполнил свое обещание. 75-процентный налог на роскошь введен, но по факту процентная ставка на прибыль повысилась всего на пять процентов. То есть, до этого клубы выплачивали своим игрокам формально большие суммы, но 45% из них уходило государству, теперь будет уходить 50%. Самим же клубам нужно будет слегка пересмотреть систему выплат своим игрокам.
 
Тут есть два простых выхода из ситуации. Первый – увеличение общей зарплатой ведомости на сумму налога, тогда футболисты вовсе не ощутят на себе действия закона, ощутит клуб, если он может себе это позволить. Второй – сохранение существующей зарплатой ведомости, но в этом случае футболистам нужно будет слегка умерить свои аппетиты на изменившуюся сумму налога, если они хотят играть в этом конкретном клубе. «Чистыми» футболисты если и будут получать меньше, то не радикально, а потому говорить об уходе всех классных и высокооплачиваемых игроков из Лиги 1 не стоит. Кстати, очень важно заметить, что этот налог введен на два года, а далее его планируют отменить.
 
Почему же такой большой шум, если по факту изменения не являются настолько радикальными, как кажется на первый взгляд? Тут нужно понимать и осознавать, что в развитых странах очень щепетильно относятся к любым реформам льгот и налогов, особенно если они направлены на отмену первых и повышение вторых. У нас же шум поднимается, как это часто бывает, из-за банальной неграмотности и непонимания процесса.

19 січня 2014 07:25







Коментарі


Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.

Реєстрація, Вхід



Поділитися

Кубок Франції, 1/2 фіналу. ПСЖ – Ренн. Огляд матчу

 

04 квітня 2024 00:39

Кубок Франції, 1/2 фіналу. Ліон – Валансьєн (Д2). Огляд матчу

 

03 квітня 2024 00:05

Франція, 25-й тур. Огляд матчів

 

11 березня 2024 12:12